19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Такие программы ориентированы
на взрослую аудиторию, тех людей, которые не смогли
закончить школьное образование.

В настоящее время в Интернете можно найти очень большое
количество разнообразных курсов обучения праву на основе
дистанционного подхода1.

Основой правового дистанционного образования является
модульный принцип обучения по юнитам.

Модульный подход в организации обучения права позволяет
реализовать концепцию направляемого и контролируемого
правового образования. В данном случае модулем называется
часть учебной программы, предназначенная для индивидуального
изучения. Применение модулей в учебном процессе возможно
и при традиционной системе обучения. Содержание
каждого модуля должно быть составлено так, чтобы ученик мог
четко представить себе:


какой объем и какое содержание теоретического материала
он должен усвоить в результате изучения модуля;

как он будет приобретать необходимые знания;

как он будет отчитываться об усвоении этих знаний.
Организация обучения по модулям позволяет оформить
блок учебной информации в отдельную независимую структурную
единицу единой учебной дисциплины, использовать эту
информацию учениками с учетом способностей и адаптировать
учебный процесс к любой группе обучаемых в зависимости от
их начальной подготовки и навыков.

В зависимости от составляющих их компонентов различают
два типа модулей. Первый представляет собой модуль, весь
материал которого изложен в одном печатном издании (брошюре-
книге), включающем в себя выдержки из разнообразной
учебной литературы. В этом случае ученику не нужно привлекать
дополнительную литературу, так как в юните он найдет
всю необходимую информацию. Этот тип модуля удобен в том

См.: Дистанционное обучение. / Под ред.
Полат. — М.,

1998.

случае, когда ближайшие библиотеки не содержат достаточного
набора юридической литературы. Недостатком такого модуля
является узость информационного пространства и затруднительность
полной реализации индивидуальных качеств
обучаемого.

Второй тип модуля включает в себя различные источники
информации (учебная литература, аудио- и видеоматериалы,
компьютерные программы и т. д.), что позволяет разнообразить
учебные занятия.

По мнению некоторых специалистов (А. Коркин и др.),
организация правового образования должна осуществляться
только с использованием современных информационных технологий.
Вот его мнение1:

«Совершенствование процесса правовой информатизации
общества имеет множество направлений, одним из которых
является организация правового образования граждан с использованием
современных информационных технологий. Успешной
реализации данного направления будет способствовать создание
единой системы преподавания права в учебных
учреждениях при обеспечении преемственности на всех этапах
учебного процесса, начиная со школы и заканчивая вузом.

Комплексное решение этой проблемы лежит в разработке и
реализации Программы «Организация правового образования
с использованием современных информационных технологий».

Актуальность разработки программы определяется необходимостью:

— совершенствования информационно-правового обеспечения
общества в целом и учащихся в частности;

использования в образовательном процессе современных
правовых информационных технологий;

координации деятельности соответствующих государственных
органов власти России в организации правового образования;

обеспечения интересов России по созданию правового государства.
Основные цели программы: повышение качества правового
образования и уровня знания права учащихся; включение пра

1 См. подробнее: Коркин А. Организация правового образования с использованием
современных информационных технологий // Учитель. №

12
3666 337

вового образования учащихся в общую концепцию правовой
информатизации общества.

Задачи программы: информационно-правовое обеспечение
деятельности образовательных учреждений в рамках правового
образования; создание единой системы преподавания
права с использованием правовых информационных технологий;
координация работ по созданию единой системы преподавания
права.

Реализация программы должна осуществляться с применением
правовых компьютерных систем, использование которых
позволит успешно провести необходимые мероприятия по организации
правового образования. В качестве такой системы можно
использовать Программный комплекс «ЮСИС» (Юридическая
справочно-информационная система), разработчиком
которого является Агентство «INTRALEX».