19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Подготовка учебной группы к дистанционному обучению1.
Между обучаемыми должен быть установлен дружеский контакт,
сформированы начальные навыки дистанционного доступа
к электронным учебным материалам. Обучаемые знакомятся
с планом — графиком выполнения программы правового курса.
3. Организующие действия учителя в ходе обучения. Здесь
учитель выступает в роли консультанта своих обучаемых, помогая
им приобретать и закреплять определенные правовые навыки.
Одним из важных преимуществ правового дистанционного
образования является перенос центра тяжести с вербальных
методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности,
что является крайне необходимым для правого обучения.
Заметим, что в современном правовом обучении большую
роль играют компьютерные справочные правовые системы. Их
роль нельзя преувеличивать и считать, что правовая информация,
заложенная в компьютерную базу данных, приведет к тому,
что юристы будут не нужны. «Зачем, — может подумать любой
обыватель, — тратить деньги на консультации, когда можно
самостоятельно прочитать определенные правовые нормы». Это
так — и не так! Прочитать, конечно, может каждый, кто умеет
обращаться с компьютером и обучен хотя бы элементарным
умениям пользоваться правовой информацией. Но в массиве
нормативных установок можно просто «захлебнуться», запутаться!
Мы уже знаем, что право носит системный характер, и
незнание многих нюансов правового механизма регулирования
общественных отношений может привести к неправильному
пониманию юридических правил. К настоящему времени спе

См.: Самодуров Д.М. Электронные учебники по юридическим дисциплинам
при дистанционном обучении. // Вестник Международного юридического
института при МЮРФ. № 2, 2001.

циалистами разработаны интересные методики обучения праву
посредством работы со справочной правовой системой. Отметим
ее некоторые особенности.

Дадим, прежде всего, определение справочной правовой
системы.

Компьютерная справочная правовая система (СПС) — это
программный комплекс, включающий в себя массив правовой
информации и программные инструменты, позволяющие работать
с информацией (производить поиск конкретных документов
или их фрагментов, выводить информацию на печать и т. д.).

Отметим теперь три основные проблемы, которые обычно
приходится решать при создании эффективных механизмов
распространения правовой информации1.

1.
Проблема открытости правовой информации.
2.
Проблема эффективности и доступности для массового потребителя
каналов распространения правовой информации.
3.
Проблема создания эффективных инструментов для работы
с огромным массивом разнообразной правовой информации.
При решении каждой из этих проблем заметную роль играют
компьютерные СПС.

Вот позиция В.Л. Камынина: «Преодолению информационной
закрытости органов государственной власти и управления
способствует налаживание тесных контактов между этими
органами и средствами массовой информации, и в частности, с
разработчиками и распространителями СПС.

Еще большую роль СПС играют при решении второй проблемы.
Действительно, именно специфика компьютерных СПС,
основанная на современных технологиях передач в массовом
порядке огромных объемов информации, позволяет обеспечить
реальную доступность правовой информации широкому кругу
потребителей.

И, наконец, очевидно, что только технологии компьютерных
СПС позволяют осуществлять эффективную повседневную
работу с огромными массивами постоянно меняющейся ин

1 В настоящее время разработаны методические рекомендации по проведению
занятий по курсу «Правовая информатика». Автором данной разработки
является В.Л. Камынин. (См.: Камынин В.Л. Методические рекомендации
по проведению занятий по курсу «Правовая информатика» для студентов вузов.
— М., 2000).

формации, что особенно характерно именно для правовой информации.

В то же время следует четко представлять себе и границы
реальных возможностей и область применения СПС. В частности,
надо иметь в виду следующее.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а
также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы
и обязанности человека и гражданина, должны быть официально
опубликованы для всеобщего сведения. Неопубликованные
нормативные правовые акты не применяются и не влекут
правовых последствий, как не вступившие в силу.

В настоящее время ни одна СПС (кроме НТЦ «Система»),
даже будучи официально зарегистрированным средством массовой
информации, не является официальным источником опубликования
НПА.