19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Решение этой проблемы тесно увязано с необходимостью
разработки соответствующего инструментария, контрольно-измерительных
материалов (КИМов), обеспечивающих оптимальное
сочетание правового теоретического и практического материала,
творческих и воспроизводящих заданий. Количество,
уровень сложности заданий должны определяться с учетом возрастных
особенностей детей, образовательных задач и уровня
требований педагогов, индивидуальных характеристик обучающихся.
Содержание и формы КИМов могут разрабатываться
школой самостоятельно, в соответствии с программой курса
либо на базе существующих дидактических единиц соответствующей
образовательной области государственного стандарта (при
его наличии), при этом целесообразно утверждение их в системе
методических организаций школы (района, города).

Таким образом, создание объективной и разносторонней
системы оценивания достижений обучающихся в процессе правового
образования предполагает, с одной стороны, совершенствование
традиционных форм оценивания, разработку современного
инструментария, прежде всего контрольных

измерительных материалов нового поколения; с другой — разработку
методов, процедур, ясных и четких критериев оценивания
активных видов деятельности обучающих, их достижений
не только в области знаний, но и способностей, умений и
навыков в социальной, интеллектуальной, коммуникативной
сферах.

Заключение

Правовое образование — неотъемлемая часть общей культуры
гражданина, условие формирования правосознания. Жизнь
в гражданско-правовом обществе формирует правовое сознание
(позитивное или негативное), независимо от того, происходит
ли это стихийно или целенаправленно в рамках правового образования.
Но правовое образование является залогом того, что
право станет регулятором жизни индивида, а не помехой, препятствием
на его пути реализации своих личных задач. В современных
условиях именно правовое образование может стать
важнейшим фактором развития личности, становления гражданского
общества и демократического правового государства
в современной России, граждане которого смогут жить в социально-
правовом согласии друг с другом и с государством.

В этом разделе книги в виде хрестоматии представлен материал
ведущих специалистов в области правового обучения. Он
может стать основой организации практических занятий и более
глубоких исследований по методике обучения праву.

1. О некоторых особенностях дистанционного
обучения праву. Что нужно знать о компьютерной
справочной правовой системе?
Общеизвестно, что дистанционное обучение — это обучение
на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены
пространственно. В отношении правового образования можно
констатировать актуальность подобного подхода, что обусловлено
такими факторами:


правовая информация любого объема и вида (визуальная,
звуковая, статичная или динамичная, текстовая и графическая)
может передаваться на различном расстоянии;

правовой информации в памяти компьютера позволяет
пользоваться ею в любое время;

при правовом обучении таким путем могут быть организованы
диалоги с партнерами, электронные конференции
и проч.;
—- компьютерное образование демократизирует обучение праву.
Любая школа, даже та, которая расположена в отдаленных
местах, получает возможность через Интернет познакомиться
с каталогами мировых библиотек и важной для
обучения информацией.
В международной практике группу учеников, которые обу

чаются дистанционно под руководством учителя, принято называть
киберкласом. При этом уделяется особое внимание именно
самостоятельной работе школьников или студентов, которая
занимает большую часть в такой системе обучения. Специалисты
считают, что учитель права должен сам овладевать известными
методиками дистанционного обучения и психологически
настроить своих ребят на своеобразный режим работы1. Такая

См.: Дистанционное обучение? Учеб. пособие / Под ред. Е.С. Полат. —
М., Владос. 1998. — 192 с.

работа требует от учеников внимания, умений самостоятельно
принимать решения. Практика показывает, что школьники и
учителя, приступающие к работе в сетях и не обладающие
прочными пользовательскими навыками, не могут быстро перестроиться
для обучения в режиме дистанционной системы.
Специалисты выделяют три этапа в подготовке и проведении
правового курса дистанционного обучения:

1. Формирование учебной группы. Учитель права делит класс
школьников на отдельные минигруппы, при этом объединение
ребят целесообразно осуществить согласно их желаниям.
2.