19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Таким образом, решение задач правового образования в рамках
системы правового образования предполагает, что в школе
будет создано особое

пространство.

Культурно-образовательное пространство школы — это
часть открытой системы, связанной с будущим общества, государственной
политикой в интересах детства, системой образования
в Российской Федерации в целом, подсистемой правового
образования и встроенных в нее предметных курсов и средств
дополнительного образования во внеурочной и внешкольной
деятельности.

Компонентами культурно-образовательного пространства
школы в контексте правового образования становятся:


содержание и формы правового образования, адекватные
возрастному развитию и уровням образования, включающие
в себя, наряду с традиционным перечнем основных
тем, различного рода активные формы работы детей;
— уклад школы — особая среда школы — традиции и нормы
взаимодействия и взаимоотношений учащихся и педагогов
в системах «учитель-ученик», «учитель — родители», «ученик-
ученик», «ученик-группа сверстников»;

содержание внеклассной и внешкольной работы, построенной
на принципах самоуправления и соуправления, твор

ческого и нормированного правом взаимодействия детей
и взрослых;


открытость образовательной системы школы внешнему социуму
и прямое взаимодействие педагогов и учеников школы
с ним;

социально-педагогическое и деятельностное взаимодействие
школы с родителями, ориентированное на включение
родителей в реализацию правового образования.
5. Оценка учебных достижений обучающихся
Как следует из предыдущих разделов, объектом оценивания
при изучении детьми правовых курсов, построенных, как
единство теории и практики, ориентированных на формирование
ключевых компетенции в социально-правовой сфере, являются
не только знания и умения, но и интеллектуальные навыки
по работе с социально-правовой информацией (критическое
мышление), умение представить свою точку зрения, преподнести
информацию (коммуникативные навыки) и т. п.

Новые образовательные цели, индивидуальные различия
усвоения материала обучающимися, конструирование ими знаний
на основе «личного опыта», активный характер процесса
обучения обусловливают необходимость разработки и использования
соответствующих методов и критериев, а также инструментария
оценивания в процессе правового образования.

Представляется, что оценивание в процессе обучения основам
права в школе требует использования как традиционных
методов (устный опрос и письменная контрольная работа), так
и альтернативных (так называемое оценивание «по участию
в работе») в различных комбинациях.

Выбор методов оценивания должен осуществляться с учетом
характера объектов оценивания. Оцениваться могут как
устные ответы и письменные работы, так и участие в дискуссиях,
играх, подготовка выставки, сбор материала по какой-либо
теме (портфолио), написание сочинения (эссе), разработка проекта
и т. п.

По каждому виду работы учителем с учетом целей обучения
должны быть разработаны критерии, в соответствии с которыми
выставляется оценка. Они должны быть стабильными, предельно
четкими и имеющими «силу закона». Критерии важно
объявлять, чтобы школьники знали, в соответствии с какими

11
3666 321

критериями учитель выносит свое суждение (оценку). Любую
оценку необходимо тщательно мотивировать. Очень важно привлекать
к разработке критериев и оцениванию самих учеников.

Процесс оценивания должен вписываться в представления
о демократическом правовом укладе школы. Процедура оценивания
должна быть простой и понятной и обеспечивать постоянную
обратную связь.

Этот и сходные подходы к оцениванию позволяют не только
наладить коллективную работу в классе, но и сделать такую
работу интерактивной, ориентированной на интенсивное взаимодействие
всех участников. В этом случае результаты оценивания
будут не только объективны, но и весьма «авторитетны»,
поскольку процесс принятия решений максимально демократичен
и обусловлен четкой процедурой.

Отдельную проблему при разработке системы оценивания
в области правового образования представляет научно-методическое
обеспечение промежуточных аттестаций, предполагающих
проведение периодических контрольных замеров (срезов)
уровня и качества подготовки обучающихся, а также итоговой
аттестации (в случае введения в перечень государственных
экзаменов по выбору выпускников экзамена по учебному предмету
«Право»).