19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Основная школа составляет образовательное пространство,
которое в полной мере реализует задачи правового образования.
На этот отрезок школьной жизни приходится основное изучение
права, поскольку выпускник основной школы должен стать
полноценным субъектом социально-правовых отношений.

С учетом этого наиболее адекватным решению образовательных
задач основной школы является выделение права в самостоятельный
учебный предмет.

3.3. СТАРШАЯ ШКОЛА
Старшая школа, имея сегодня тенденцию к превращению
в профильную, должна обеспечить всем учащимся приобретение:


способности строить собственное правосообразное поведение
в рамках имеющихся свобод, прав и обязанностей;

углубленного уровня правовых знаний (различных отраслей
права, отдельных законодательных актов, в области
сравнительного правоведения и т.п.);

способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций;
— навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком
правовом контексте.
Условием решения образовательных задач в старшей школе
являются:

а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая участие
в выработке правил и норм, регулирующих отношения
в школе, создании и деятельности общественных организаций,
различных социальных проектах;

б) учебные курсы,
обеспечивающие, соответственно профилям,
расширение и углубление представлений о праве как

особом социальном институте, феномене культуры, его

принципах, различных отраслях права, особенностях регу

лирования различных форм общественных отношений, осо

бенно в политической и экономической сферах, и др.

Для обеспечения вариативного подхода к изучению права
в старшей школе необходима разработка как минимум трех
типов программ курса права: общеобразовательной, для гуманитарных
профиля, для социально-экономического профиля.

Соответственно, курс права займет различное место в этих
программах: для общеобразовательного профиля право может
быть представлено отдельным модульным курсом или разделом
внутри интегрированного курса обществоведческого характера;
для гуманитарного — самостоятельным учебным курсом или
несколькими учебными курсами модульного типа; для социально-
экономического профиля — самостоятельным учебным курсом
или несколькими учебными курсами модульного типа.

Перспективным подходом является также разработка курсов
различного уровня сложности, обеспечивающих возможность
самостоятельного выбора обучающимися соответствующего
их интересам уровня изучения права.

4. Образовательные условия решения задач
правового образования
Достижение целей правового образования может быть обеспечено
в рамках системы правового образования в школе, основывающейся
на единстве:


учебных курсов, программ, учебно-методических материалов,
обеспечивающих получение знаний в области права;
— системы практических занятий, позволяющих на специально
разработанных модельных ситуациях получить опыт экспериментально-
проектной деятельности на материале права;

уклада школы, обеспечивающего учащимся приобретение
опыта действия в ситуациях, регулируемых правом.
Эти три элемента системы правового образования строятся
и реализуются применительно к возрасту учащихся и в зависимости
от ступени образования приобретают различное значение.

В пропедевтическом курсе начальной школы основное значение
приобретает учебный, а также практический компоненты.
Правовые аспекты уклада школы являются на этом этапе
фоновым условием развития правосознания.

В первые два года основной школы (5—6 классы) детям
открывается смысл и значение правовых отношений в школе,
они знакомятся с органами самоуправления школы, получают
доступ к дополнительному образованию (кружки, факультативы,
курсы по выбору). На этом этапе деятельность детей организуется
преимущественно как классно-групповая, она планируется
учителем, овладение навыками действия в правовой сфере происходит
преимущественно на материале практических занятий.

В основной школе (7—9 (10) классы) перед ребенком полностью
раскрываются все составляющие правового образования.
Учащиеся приобретают основы правовых знаний, реализуют
проектную форму деятельности в индивидуально-групповой
форме, участвуют в школьном самоуправлении и т. п.

В старшей школе учащиеся получают (в зависимости от
избранного профиля) систематические (углубленные) знания
в области права, разрабатывают и реализуют различные социальные
проекты, связанные с деятельностью внутри школы и
за ее пределами, расширяется сфера их действия и ответственности
в школьном правовом пространстве.