19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




, часть интегрированного курса
«Человек, общество, право», а также их комбинациями.
Независимо от «формата» курса права, принципиальным
остается решение им определенных образовательных задач
на каждой из ступеней общего образования.

3.1. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Образовательной задачей ступени начального образования
в сфере права является приобретение детьми:

— основ конфликтной компетенции применительно к реальным
детским конфликтам; практического опыта действия
в реальных жизненных ситуациях, регулируемых правилами
и нормами, в том числе формирование способности к
смене позиции, наряду со способностью к удерживанию
своей позиции; представления о себе и другом как особых
мирах;

представлений о праве как об особой форме регулирования
отношений в человеческом обществе;
— знаний конкретных правил и норм поведения.
Эта образовательная задача может быть решена за счет
разделов интегрированного или небольшого модульного курса,
в которых на материале реальных жизненных ситуаций противопоставляются
и обнаруживаются позиции их участников, дети
получают представление о праве как особой сфере жизни общества,
осваивают конкретные правила и нормы поведения.

Изучение указанных курсов в начальной школе осуществляется
на уроках в форме групповых занятий с использованием
разнообразных форм и приемов активного обучения. Оно может
быть организовано в рамках базового курса либо за счет
школьного или ученического компонентов учебного плана. Желательно
также использование различных видов внеурочной
работы.

3.2. ОСНОВНАЯ ШКОЛА
На протяжении основной школы возрастное развитие учащихся
проходит два этапа — предподростковый и подростковый.
В соответствии с этим содержание правового образования,
а также условия его освоения разбиваются на два курса основной
школы.

3.2.1. 5—6 классы школы.
Образовательная задача на этом этапе состоит в:

— развитии конфликтной компетенции, в том числе в формировании
способности формулировать правила для урегулирования
ситуаций, возникающих при столкновении интересов,
представлений, традиций, обычаев, и соблюдения
этих правил;

приобретении способности вычленять правовое содержание
жизненной ситуации (выявление ситуаций, регулируемых
правом, этикой, моралью, различение этих ситуаций и т. п.);

— приобретении общих представлений (знаний) о праве, обществе,
российском государстве.
Условием решения образовательной задачи являются:

а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая возможность
реальной пробы себя в квазиправовых ситуациях и
анализа различных позиций участников реальных ситуаций;

б) учебные мероприятия 2-х типов:

— учебно-информационный блок (право как необходимое
условие существования и развития человеческого
общества);

практикумы, в которых моделируются наиболее типичные
правовые ситуации.
В начале основной школы занятия по праву предпочтительно
организовывать в деятельностной форме. Допустимо
сужение учебно-информационного блока при сохранении правового
практикума, который обеспечивает формирование особой
чувствительности к ситуациям правовой сферы и тем самым
закладывает основы последующего систематического курса
права в основной школе.

Правовой курс, как и в начальной школе, может включаться
в базисный и/или вариативный компонент учебного плана.
Возможно и желательно использование разнообразных форм
внеурочной работы, однако необходимо, чтобы все учащиеся
в той или иной форме получили первичные правовые представления
на уроке.

3.2.2. 7—9 (10) классы школы.
На протяжении этого этапа обучения решаются задачи:


приобретения базовых навыков, обеспечивающих успешное
действование подростка в реальных (не ограниченных
рамками школы) правоотношениях и ситуациях,
— передачи детям основ правовых знаний, в том числе о правовой
системе России и международном праве;

формирования способности к анализу ситуаций, регулируемых
правовыми нормами, и способности к реальным действиям
в таких ситуациях.
Условием решения образовательных задач являются:
а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая детям
умение отстаивать свои права, участвовать в выработке

правил и норм, регулирующих отношения в школе; возможность
реальной пробы себя в социально-правовых ситуациях;

б) учебные мероприятия двух типов:

— учебный курс, включающий элементы теории права,
обеспечивающие представление о праве как особой предметно-
практической области, сведения об основных правах
и свободах человека, о различных отраслях права,
способах реализации и защиты своих прав;

практикумы, обеспечивающие формирование практических
навыков поведения в правовой сфере в реальной
жизни.