19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Особая правовая риторика, конечно, недостижима в школе,
но знакомство с лучшими ее образцами, пробы самостоятельной
организации сложных речевых периодов — все это
может и должно открыться ребенку в виде возможности построения
собственного действия.

Таким образом, работа с учебными курсами права обеспечивает
развитие у ребенка представлений о себе, отношения
к себе и сообществу людей, усвоение общепринятых и выработку
личных ценностных ориентации, правил и норм поведения,
способов действия в обществе, а также развитие мышления
и речи.

3. Правовое образование: цели, структура, содержание
В настоящей концепции, с учетом целей образования, сформулированных
в Законе Российской Федерации «Об образовании
», понятие и цели правового образования в школе формулируются
следующим образом.

Под правовым образованием в школе понимается находящаяся
в рамках образовательного процесса и организованная на идее
права система воспитательных и обучающих действий, направленных
на создание условий для формирования у детей:


уважения к праву,

собственных представлений и установок, основанных на современных
правовых ценностях общества,


компетенции, достаточной для защиты прав, свобод и законных
интересов личности и правомерной реализации ее гражданской
позиции.
Эти общие цели правового образования конкретизируются
и реализуются посредством целенаправленного формирования
в образовательном процессе:


способностей к мышлению и деятельности в ситуациях
с непредсказуемым результатом;

способностей к анализу социальных и правовых норм относительно
конкретных условий, их реализации и анализу
своего собственного места и позиции относительно ситуации
действия;

коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;

систематических знаний в сфере права, обеспечивающих
актуализацию указанных способностей и составляющих
основу социальных умений и навыков;
— конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.
Таким образом, правовое образование рассматривается как
условие формирования индивидуальных способностей, получения
знаний и навыков социального функционирования.

Это предполагает создание особых учебных курсов, построенных
в форме социальной практики, включающей в себя
правовое знание.

При этом общие образовательные цели, а именно развитие
перечисленных выше способностей, знаний, умений и навыков,
должны обеспечиваться на всех ступенях образования, соединяя
общую логику возрастного развития, реальности социального функционирования,
прежде всего в его правовом аспекте, и содержание
правового образования. В то же время общие задачи развития
должны конкретизироваться применительно к каждой возрастной
ступени на материале содержания соответствующих курсов права.

Соблюдение этого принципа позволит обеспечить непрерывность
и преемственность правового образования.

В зависимости от программы развития, профиля, реальных
возможностей образовательного учреждения, индивидуальных
потребностей обучающегося курс права с 1 по 11 классы может
строиться как:

— систематический (сквозной) курс;

модульный курс, наряду с другими социально-гуманитарными
курсами или интегрированным курсом обществоведения;

часть интегрированного курса.

Достижение общих целей правового образования может быть
обеспечено при условии выделения права в самостоятельный предмет
в рамках учебного плана в основной и старшей школе.

Менее эффективным с точки зрения современных целей
образования и использования особых возможностей правового
материала как учебного содержания является преподавание права
в основной школе как одной из содержательных составляющих
интегрированного курса обществоведения.

Наиболее предпочтительно использование различных «форматов
» построения курса на каждой ступени общего образования,
например:

— в начальной школе — часть интегрированного курса или
небольшой модульный курс (практические правила поведения
и действия);
— в 5—6 классах — интегрированный курс пропедевтического характера,
закладывающий основы для изучения в последующие
годы не только правового, но и остальных курсов обществоведческого
цикла (поведение человека, интересы и ценности, формирование
способов регулирования отношений «человек —
человек» и «человек — общество» в различные исторические
эпохи, в различных культурах в современном мире, в России);
— в 7 классе — вводный правовой курс (мораль, право, справедливость,
равенство, права человека, права несовершеннолетних,
способы действия и возможности защиты своих
прав в типичных (актуальных для подростка) ситуациях);
— в 8—9 классах — систематический курс «Основы правовых
знаний»;
— в 10—11 классах — в зависимости от профиля школы, класса,
индивидуального учебного плана обучающегося право может
быть представлено курсами различного объема и уровня сложности:
самостоятельный курс «Правоведение», набор специализированных
(модульных) курсов «Право и экономика»,
«Право и демократия» и т. п.