19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Выпускник современной школы должен обладать не только
определенной суммой знаний, развитым формальным интеллектом
(формируемым, например, средствами математики),
но и иными способностями — «критическим» мышлением, умением
действовать в реальных социальных условиях, строить
собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности.

Развитие гуманитарных способностей обеспечивается образованием
в сфере социально-гуманитарных наук, образованием,
организованным как единство теории и практики. Именно
гуманитарное образование создает условия для
самоопределения личности, освоения общепринятых в обществе
ценностей, формирования собственной позиции, умения
жить и действовать в изменяющемся мире.

Праву в рамках гуманитарного образования принадлежит
особое место. Будучи одновременно и областью науки, и областью
практической деятельности, право предоставляет уникальные
возможности для решения современных педагогических
задач, позволяет не только приобрести правовые знания, но и
развить особые способности и практические навыки действия
в социальной сфере. Уникальность права как специфической
формы общественного сознания и общественной практики обусловливает
также значительный воспитательный потенциал правовых
курсов.

Как известно, ситуации, возникающие в правовой сфере,
определяются позицией самого действующего. От его целей,
ценностных установок, личных пристрастий зависит выбор того
или иного способа действия. Знакомство в рамках образовательного
процесса с правовыми ситуациями как ситуациями
выбора, анализ позиции и действий человека, являющегося их
субъектом, создает условия для личностного самоопределения —
для поиска ответа на вопрос «Кто я, чего я хочу?».

Правовое регулирование охватывает все сферы общественной
жизни. Действующий в обществе человек оказывается
субъектом многих типов правовых отношений — гражданских,
административных, трудовых, семейных и т.д. Использование
в обучении соответствующего правового материала способствует
формированию сложного многомерного представления
о себе. Необходимость действовать с учетом позиции других
людей, с учетом правовых норм становится условием для развития
«Я» ребенка как сложноорганизованного относительно
«Я» других людей.

Таким образом, право как учебное содержание задает условия
для развития способностей, существенным образом отличающихся
от способностей, формирующихся на научном содержании,
в том числе на материалах других курсов
социально-гуманитарного цикла — это развитие представления
о себе и Я—концепции.

Кроме того, работа с правовым содержанием создает условия
для формирования ряда способностей, связанных с развитием
мышления и речи.

С одной стороны, в праве, как и в большинстве учебных
курсов, задача, упражнение позволяют практиковаться в применении
правила. С другой — анализ и разрешение каждого
отдельного правового случая требует многомерного его рассмотрения,
учета многообразия законодательных актов, различных
норм, интересов и позиций сторон. При применении
правовых норм к каждому конкретному случаю реализует себя
диалектика всеобщего и единичного.

Способность проецировать норму на конкретную ситуацию
и видеть конкретное через призму нормы — совершенно
уникальная способность, возникающая именно в сфере права и
базирующаяся на особом типе мышления (критическое мышление).
Этот тип мышления обеспечивает анализ ситуаций открытого
типа: в них нет эталонного решения, они связаны не только

с традиционными мыслительными операциями, но и с ценностным
выбором, с признанием множественности правильных решений.
Материал для его развития присутствует и в других
социально-гуманитарных науках, в первую очередь в некоторых
областях философии. Но принципиальное отличие правовых
курсов состоит в том, что мышление в них формируется внутри
практических действий по анализу ситуаций, то есть формируется
как сторона практического сознания.

Работа детей с правовым материалом становится условием
развития особых языковых средств выражения собственных
мыслей. Развитие речи — особая задача школы, она решается
при работе с любым учебным материалом, если он оформлен
вербально. Но в сфере права требуется развернутая аргументация
своих мыслей, использование особых речевых средств для
усиления воздействия на слушателя, выстраивание и вербальное
оформление сложных многоуровневых логических заключений.