19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




То, что в странах с длительной правовой традицией воспитывается
самой практикой жизни, рождается в семье, возникает
как бы естественно, в наших условиях должно быть предметом
целенаправленного формирования. Это требует серьезной и
систематической работы по правовому образованию и воспитанию
школьников.

Определенные шаги в этом направлении сделаны: фрагменты
правовых знаний включены в обязательные минимумы
содержания основного и среднего (полного) общего образования,
издаются пособия по праву, проблемы государства и права,
прав человека находят отражение в учебниках по обществоведению.
Осуществлен ряд проектов в области гражданского образования
и формирования правового пространства в школе, в ходе
которых проведены интересные исследования, созданы
учебные материалы и методики. Положительной оценки заслуживает
опыт ряда субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований, отдельных школ, уделяющих большое
внимание правовому обучению и воспитанию в школах.

Однако эта деятельность ввиду отсутствия права как учебного
предмета в базисном учебном плане сопряжена с большими
трудностями и на практике носит весьма ограниченный
характер. Следует отметить, что сделанного явно недостаточно
для достижения вышеуказанных целей.

Более того, необходимость решения этой проблемы не
учитывается в достаточной мере и в обсуждающихся сегодня
документах, которые в ближайшие десятилетия будут определять
облик школы (концепция структуры и содержания общего

образования, образовательной области обществознание, экспериментальные
базисные учебные планы, проекты требований
к уровню подготовки выпускников и обязательного минимума
содержания образования и др.).

Анализ этих документов свидетельствует о том, что осуществление
задач правового образования и воспитания школьников
тесно связано с необходимостью разработки принципиально
новых подходов к определению структуры и содержания
предметов социально-гуманитарного цикла в школе в целом.

Как известно, 90-е гг. стали временем активных поисков
содержания, форм и методов преподавания основ социальногуманитарных,
в том числе правовых, наук в школе. Ограниченный
объем учебных часов на изучение предметов этого цикла
в основной школе (1 час в неделю в течение 8—9 классов) сузил
возможности поиска новых концептуальных основ содержания
курса, их апробацию и оценку.

На сегодняшний день выделилось два основных подхода:
первый из них связан с созданием «граждановедческих» курсов
ситуативно-воспитательного характера, второй предполагает сохранение
сложившейся в 90-е годы практики преподавания
основ социально-гуманитарных наук в форме интегрированного
курса обществоведения.

Однако анализ имеющегося опыта свидетельствует о том,
что эти курсы, позволяя получить некоторые фрагментарные
знания об основных правовых институтах общества, правах и
обязанностях гражданина, не обеспечивают формирование навыков
правового поведения и культуры школьников. Фактически,
без учета и использования возможностей, предоставляемых
образованием в сфере права, ни тот, ни другой подходы не могут
в целом решить задачу подготовки взрослеющего человека к жизни
и деятельности в обществе, самостоятельному принятию
решений относительно своего будущего, способного действовать
свободно и ответственно в изменяющемся мире.

Таким образом, решение актуальных задач современного
этапа развития, переживаемого Россией, в том числе: построение
правового государства как задача государства, построение
гражданского общества как задача социального развития, воспитание
социально ответственного гражданина как задача реформирования
школьного образования — оказывается тесно
связанным с обновлением целей, задач, форм и содержания
правового образования в школе.

2. Психолого-педагогические основы преподавания
права в школе
Изменения, происходящие в мире и в России, современная
социокультурная ситуация активно воздействуют на образование,
требуют от него мобильности и адекватного ответа на
современные требования общества, ставят его перед необходимостью
пересмотра традиционных целей и ориентиров.

Приоритетной задачей образования становится создание
такой совокупности условий развития обучающегося, которые
обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать
в мире гуманитарных ценностей. В педагогическом плане
это означает, что основным результатом образования должна
стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а
набор современных ключевых компетенции в интеллектуальной,
социально-правовой, коммуникативной, информационной
сферах.