19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Объяснять: роль государства в политической системе; место
Конституции в иерархии нормативных актов; роль права
в системе социальных норм; связь правового государства и гражданского
общества.

Характеризовать: власть, ее происхождение и виды; политическую
идеологию, политическую культуру; юридическую ответственность;
правовые акты; Конституцию в иерархии нормативных
актов.

Выявлять структуру социального объекта, соотношение
и функции его элементов: политической системы; системы права;
политической идеологии; системы судебной защиты прав
человека.

Приводить примеры: политической культуры; правонарушений;
правовой культуры; норм государственного права; норм
административного права; норм гражданского права; норм трудового
права; норм семейного права; норм уголовного права.

Давать оценку: предлагаемых фактов с точки зрения политической
культуры; предлагаемых фактов с точки зрения правовой
культуры.

Российский фонд правовых реформ

Концепция структуры и содержания
правового образования в школе

Поливанова К.Н.
Спасская В.В.
Хасан Б.И.

1. Введение
В современных условиях одним из важнейших приоритетов
обновления содержания образования в российских школах является
модернизация и развитие правового образования.

Как известно, в советской школе существовал обязательный
курс «Основы Советского государства и права». В начале
90-х годов в связи с социально-политическими изменениями
в России, обусловившими необходимость кардинального обновления
законодательства, его преподавание было прекращено.

В ходе начавшейся реформы содержания гуманитарного
образования в школу пришли разнообразные курсы из области
политологии, социологии, психологии. Объем правового блока
значительно сократился. Темы правового характера, главным
образом из сферы конституционного права и прав человека,
начали преподаваться в рамках модульных курсов или разделов
интегрированного курса обществоведения. Принятие Минобразованием
России в 1995 году Базисного учебного плана общеобразовательных
учреждений, в котором не предусматривалось
изучение права, узаконило исчезновение его из школы как
самостоятельного учебного предмета. Эта практика, сложившаяся
в условиях переживаемого страной в 90-е годы переходного
периода, в настоящее время с точки зрения потребностей и
задач современного этапа развития общества и государства,
новых целей образования становится неудовлетворительной и
требует пересмотра.

Актуальность разработки соответствующего современным
образовательным целям правового курса и возвращения его в школу
как самостоятельного учебного предмета объясняется в самом
общем виде несколькими хорошо известными причинами.

С одной стороны, в 90-е годы правовая система России,
провозглашенной демократическим правовым государством,
претерпела значительные изменения. В рамках правовой реформы
на принципах верховенства права и закона произошло
демократическое обновление законодательства, права и свободы
человека и гражданина утверждаются как высшая ценность
в обществе, усиливается роль суда как независимого гаранта
соблюдения прав человека.

В обществе пробуждается практический интерес к праву и
правовым институтам, укрепляется отношение к праву как механизму
бесконфликтной реализации своих интересов в современном
мире, право приобретает конкретные черты и значение
для каждого. На уровне массового сознания это выражается
в резком повышении престижа юридических специальностей,
спроса на юридическую литературу, общем возрастании интереса
людей к правовым знаниям, правовой информации.

С другой стороны, современная социокультурная ситуация
в России такова, что эти процессы не подкреплены правовой
традицией, в массовом сознании право не является безусловной
ценностью. По мере обновления законодательства и накопления
соответствующей правоприменительной практики все бо

лее явным становится разрыв между новым демократическим
законодательством и низким уровнем правосознания населения.
Это тревожный фактор, ставящий проблему формирования
правового сознания и правовой культуры в ранг приоритетов
государственной политики.

Как показывает мировая практика, ведущая роль в решении
этой проблемы принадлежит системе образования. В одобренных
Правительством Российской Федерации «Основных направлениях
социально-экономической политики Правительства Российской
Федерации на долгосрочную перспективу» подчеркивается,
что в современном обществе приоритетными ориентирами
для образования личности становятся умение отстаивать свои
права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать
возможности правовой системы государства.