19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Обсудить реакцию детей, а что, если это хороший человек.
Как, не подозревая, обезопасить себя?

Во всех случаях — не открывать дверь!

2. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Вопросы для «мозгового штурма»:


Какие ситуации наиболее опасны в нашем селе, городе, микрорайоне,
школе?

Что можно сделать, чтобы снизить опасность?

Почему нужно сообщить о преступлении в милицию?
— Почему о некоторых преступлениях могут не сообщить в милицию?
Что вы будете делать в такой ситуации:

Ты один дома. Вдруг из коридора донеслись странные звуки. Ты
посмотрел в замочную скважину (или дверной глазок) и увидел двух
подозрительных мужчин, копошащихся около двери соседей. Ты знаешь,
что соседи в отъезде.

Или (для сельской местности):

Ты выглянул в окно и увидел, как к соседнему дому подъехала
машина, из которой вышли двое подозрительных мужчин и вошли в
калитку. Ты знаешь, что соседи в отъезде.

(Варианты: ничего; буду смотреть, что дальше, и позвоню
или побегу к другим соседям; позвоню или побегу в
милицию.)

Если вы решились позвонить в милицию, что бы вы
сказали?
Представь, что ты звонишь в милицию. Твой сосед по парте
— милиционер на другом конце телефона.

3. ИГРА «ХОРОШИЙ СВИДЕТЕЛЬ»
Посмотри на картинку 15 сек. и расскажи, что ты увидел, своему
соседу. Потом взгляни снова на картинку, и ты узнаешь, хороший ли
ты свидетель.

4. ДИСКУССИЯ «ЖЕРТВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ»
Вопросы для обсуждения:

Знаешь ли ты кого-нибудь, кто был жертвой преступления? Что
с ним случилось? Как преступление повлияло на него?
Как преступность влияет на нашу школу? На наше село, город
(микрорайон)?

5. ИГРА «СЛУЖБА СПАСЕНИЯ 911»
Чтобы ответить на вопрос о влиянии преступности на нашу
школу, давайте представим, что мы исследовательская команда
«Службы спасения 911». Как команда давайте сделаем исследовательскую
экспедицию по школе и составим карту преступности
и правонарушений в школе (можно сделать план-схему школы
или одного этажа). Нам помогут такие вопросы:

- Есть ли надписи на стенах и дверях школы, туалетов, на мебели,
партах? («Мелкий вандализм» — хулиганство — административное
правонарушение.)
- Имеется ли вокруг школы мусор? (Хотя вандализм и разбрасывание
мусора — административных правонарушения — непосредственно
не влияют ни на кого конкретно, как вы думаете, как эти правонарушения
все же влияют на тебя и твоих товарищей? — Плохое
настроение, страх, неуютность, подавленность, нежелание находиться
в школе, учиться, трудность в появлении чистых, светлых чувств, радости.
Отметить, что в чистой школе будет меньше желания мусорить,
делать надписи, улучшится настроение, атмосфера и так далее…)
- Дерутся ли школьники? (Мелкие и средние телесные повреждения,
хулиганство.)
- Боятся ли некоторые школьники друг друга? Бывают ли случаи,
когда школьники не приходят в школу из-за этого страха?
- Пропадают ли личные вещи в школе? (Кражи.)
- Употребляют ли школьники алкоголь или наркотики в школе
или около нее? (Употребление наркотиков.)
Много ли проходит времени между тем, как сломали окно, парту,
стул, лампу, и их починкой?

6. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» «КАК СНИЗИТЬ ЧИСЛО ПРАВОНАРУШЕНИЙ
В ШКОЛЕ»
После того как карта (обзор) благополучности школьного
общества составлена, попробуем мозговым штурмом решить:

— Как нам снизить число правонарушений в нашей школе?
- Что можно сделать для этого?
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В конце урока подчеркните всю важность пройденного
материала. Дайте домашнее задание1.

Там же.

Таким образом, мы рассмотрели отдельные авторские уроки.
В них специалисты рекомендуют учителю использовать
на учебном занятии разные методы и приемы. Сопоставьте их
с уже известными вам в методике обучения праву подходами,
попытайтесь сделать критические замечания, предложить свои
модели уроков. Думается, что это будет сделать не так сложно,
когда уже многое знакомо и понятно.

В Приложении представлены материалы по внеурочной
деятельности школьников в области права, некоторый региональный
опыт обучения праву. Данные материалы могут быть
использованы на практических занятиях по курсу при анализе
конкретных методик права.

Вопросы и задания

1.
Проанализируйте авторские разработки уроков.
Предложите свои подходы и обоснуйте их результативность.
2.
Разработайте варианты уроков по проблемам теории права, конституционному,
гражданскому, семейному, уголовному праву.
Апробируйте их в вузе, школе.