19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Казань.

См.: Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». —
М.: Вита-Пресс, 1999.
См.: Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах ребенка. Пособие
для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1997; Антонов В.В. Младшим школьникам
о Всеобщей декларации прав человека. Пособие для учителя. — М.; ВитаПресс,
1998.
См.: Пронькин В.Н. Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия
практического права. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского института
права им. Принца П. Ольденбургского. 2000; Книги для учителя к курсу
«Живое право». — СПб. 2001.
Центрами правового олимпиадного движения становятся Нальчик,
Брянск, Смоленск, Самара, Ростов-на-Дону.
В олимпиаде по праву в Ростове-на-Дону (март 2002 г.) участвовало 128
старшеклассников из 52 регионов РФ.

Педагоги разработали варианты разновозрастной подготовки
«маленьких юристов», существенную помощь которым оказывают
объединения профессиональных адвокатов.

Совместная работа учителей, детей и родителей позволила
организовать творческую деятельность школьников по созданию
локальных правовых актов школы. Так, в школе № 3 г. Рязани
разработана методика проведения научно-исследовательской
работы по праву, самоуправления. В Челябинске развивается
проектная деятельность, юридическое краеведение.

В конце XX в. — начале XXI в. большую роль в правовом просвещении
сыграли российские журналы, на страницах которых
освещалась отечественная система обучения праву, систематизировался
опыт регионального характера. При этом ведущую роль
играли: журнал «Учитель»1, где с 1997 г. открыта рубрика «Правовое
образование» и журнал «Основы государства и права»2.

Таким образом, к настоящему времени сложились различные
школы и авторские коллективы, которые представляют самостоятельные
направления исследований в области методики права.

1.3. Из истории становления права
как учебной дисциплины
Ценность познания окружающей действительности люди
осознали еще в глубокой древности. Например, у египтян и
шумеров особо чтили тех, кто умел писать и читать. Эти люди
всегда занимали важные посты в государстве и считались носителями
мудрости. Первыми учителями в общепринятом понимании
этого слова и стали писцы, статус которых окружался божественным
ореолом. Носителей многочисленных знаний об
окружающей действительности, пытавшихся передать их другим
людям, нередко обожествляли. Общеизвестен факт о том, как
мореплаватель Кадм, привезший в Грецию письменность, был
официально возведен в ранг полубога. Знаменитые мыслители
прошлого: Сократ, Платон и другие — создали свои школы последователей,
оставшись в памяти потомков спустя многие столетия.
На вопрос о том, какая разница между образованными и
необразованными людьми, известный философ Аристип мудро

Главный редактор «Учителя» — Новокшонов Ю.М.
Главный редактор «Основ государства и права» — Шабалина Т.Н.

заметил: «Такая же, как между лошадьми объезженными и
необъезженными»1. В те давние времена люди увидели некую
зависимость между уровнем обученности и своим социальным
статусом, находя прямое подтверждение во многих случаях тому,
как образованный и грамотный человек оказывался более удачливым
в жизни. В эпоху античности образование расширяет горизонты,
вовлекая в свою орбиту все большее количество людей.
С течением времени стали вырабатываться своеобразные законы
образования и воспитания. Например, в школе эллинов учителя
пользовались немалой свободой, имея право наполнять программы
обучения по собственному усмотрению. Педагогика заботилась
о развитии нравственных начал, которые, как известно,
определенным образом согласуются с правом.

Древние люди обнаружили некоторые закономерности развития
общественных отношений, обосновав возможность достижения
калокагатии — так называли совершенную и идеальную
жизнь. При этом большие надежды возлагали именно на образование.
Программа обучения уравнивала в правах интеллектуальное,
музыкальное и физическое воспитание. В трудах древних
философов и педагогов «учебные программы» были пронизаны
идеями о долге, нравственности, обязанностях человека и гражданина,
необходимости соблюдать общепринятые правила человеческого
общежития. Автор известных трагедий Еврипид подчеркивал,
что «правильному образу жизни нужно учить».

Зарождение правовых норм, ставших общеобязательными
правилами поведения людей, способствовало выделению из общества
тех, кто мог бы разобраться в тонких нюансах вырабатываемых
человечеством правил.