19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




У Кирилла
был с собой охотничий нож, но никакой подходящей дичи по
дороге не попадалось. Ребята бродили уже несколько дней, понемногу
они начали жевать листья и почки, пили воду из лужиц. Уже потерям
надежду на спасение, они вышли на поляну и увидели… телку, мирно
жующую молодую травку. Ребята были очень голодны, они не успели
ни о чем подумать, рука Кирилла сама потянулась к ножу. Он сам не
мог понять, откуда взялись силы, но несколькими сильными ударами
он зарезал корову. Ребята судорожно разожгли костерок (все эти дни
они старательно берегли спички от сырости), кое-как разделали тушу,
зажарили крупные куски мяса и жадно их съели. Вечером Дарья Ивановна,
пришедшая забирать домой свою телушку, обнаружила на поляне
двух сидящих подростков. Оцените их поведение.

Решение. Конечно, ребята взяли чужую корову (попросту
украли), но они были очень голодны и плохо понимали, что
происходит. Конечно, они могли подумать и сообразить, что
деревня где-то близко, пойти туда и попросить прибежища, но
они были голодны и измотаны. В такой ситуации их действия не
являются преступлением. Они действовали в состоянии крайней
необходимости, когда их здоровью угрожала реальная опасность.
Они заботились о своем здоровье, своей жизни. Следовательно,
в соответствии со ст. 39 УК, они не подлежат уголовной
ответственности.

Задача 7. Ваня в 14 лет совершил свое первое и единственное
в жизни преступление — вместе с компанией старших ребят угнал автомашину
соседа. Они тогда весело покатались и бросили свой трофей
на окраине города в канаве. Угонщиков не нашли и постепенно
все забылось. Ваня вырос и превратился в Ивана Степановича — инженера,
верного мужа и заботливого отца. Он никогда не вспоминал
ту давнюю историю, но вдруг прошлое само напомнило о себе — его
вызвал на беседу следователь районного отделения милиции. Иван
Степанович узнал, что случайно то давнее дело об угоне машины раскрылось:
кто-то из бывших соучастников проболтался. Иван Степанович
очень испугался: ему не хотелось отвечать за грехи юности, но
следователь его успокоил, сказав, что истекли сроки давности привлечения
к уголовной ответственности.

Решение. Следователь прав. В уголовном праве есть понятие
сроков давности, по истечении которых лицо, совершившее
преступление, освобождается от уголовной ответственности.
Для каждой категории преступлений есть свои сроки — см. ст. 78
УК. Ваня совершил преступление, предусмотренное ст. 166
УК, — неправомерное завладение транспортным средством без
цели хищения (чтобы просто покататься). Это тяжкое преступление,
наказание за него может быть до семи лет лишения
свободы (ст. 166 ч. 2, так как преступление было совершено
группой лиц). В соответствии со ст. 78 УК, после совершения
тяжкого преступления должно пройти десять лет, прежде чем
государство «простит» преступника и освободит его от уголовной
ответственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ — 5 МИН.

В конце урока сделайте обобщение того, что было пройдено
на уроке. Разъясните домашнее задание.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО
УРОК. ВЕЧЕР УЖАСОВ И СТРАШНЫХ ИСТОРИЙ

ЦЕЛЬ УРОКА:

После этого урока учащиеся должны знать, как не стать жертвой
преступления и что делать, если ты стал жертвой или свидетелем преступления.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

-
книга ученика;
-
книга учителя;
- данные о преступности в вашем районе;
- картинки с рисунками.
ПЛАН УРОКА:

1. Ролевая игра «Стук в дверь» — 7 мин.
2.
«Мозговой штурм» — 5 мин.
3.
Игра «Хороший свидетель» — 3 мин.
4. Дискуссия «Жертва преступления» — 7 мин.
5.
Игра «Служба спасения 911» — 10 мин.
6.
«Мозговой штурм» «Как снизить число правонарушений в школе
» — 5 мин.
7.
Заключение — 3 мин.
1. РОЛЕВАЯ ИГРА «СТУК В ДВЕРЬ»
Подготовку к игре проведите с участниками заранее.

Промоделировать ситуацию: вызвать кого-то к доске,
а другому дать задание и отправить за дверь.

Ситуация: ты один дома, кто-то стучится (звонит) в дверь и говорит:

- «Твоя мама послала меня передать тебе кое-что» (позвонить
маме или спросить, что, оставьте у двери);
- «Дай, пожалуйста, ручку и бумагу, напишу соседям записку»
(мама закрыла меня, спросите у других соседей, наблюдать);
- «Можно позвонить?» (давайте я за вас позвоню);
- «Нет ли лекарства, мне плохо» (сейчас позвоню в скорую);
- «Я милиционер, преступник лезет к тебе в окно, пусти, а не то
будем ломать дверь» (сейчас, ключ поищу, а в этот момент звоните
02; потом: «Ключ не нашел, мама закрыла»).