19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Один из таких самородков нашел гидромониторщик
Васин и присвоил его. Позднее Васин находку продал. Против
Васина было возбуждено уголовное дело. Какие юридические
последствия должны наступить для Васина?
Авторы предлагают вариативные методы обучения праву в
процессе изучения конкретных тем.

6.4. Преподавание уголовного права в школе
Одной из ведущих отраслей российского права является
уголовное право, регулирующее важную сферу человеческих
отношений, определяя, какие поступки людей опасны для общества,
государства, человека, и устанавливая наказания за их
совершение. Рассматривая особенности российского уголовного
закона, обучаемые должны понять важные его положения,
основанные на презумпции невиновности, принципах равенства,
справедливости, гуманизма, неотвратимости ответственности.

Методика преподавания темы «Уголовное право» на уроках
обращает внимание учителя на следующие аспекты:

1. Учитель выясняет место темы в программе, структуру
представленного материала. Как правило, темы подобного рода
изучаются в конце курса.
2. Необходимо раскрыть содержание основных правовых
понятий: их свойств, возможные методические подходы к формированию
понятий темы.

Следует обратить внимание на понятия, прописанные как
обязательные для усвоения по Госстандарту знаний (преступление,
наказание, уголовная ответственность).

3. Анализируются трудности темы и пути их преодоления.
Необходимо учитывать внутрикурсовые и межкурсовые связи.
Пример конкретного урока по теме «Преступление» разработали
авторы курса «Живое право» из С.-Петербурга.

ТЕМА: ПРЕСТУПЛЕНИЕ

ПЛАН УРОКА:

1. Розыгрыш ситуаций с применением необходимой обороны и превышения
необходимой обороны — 10 мин.
2.
Решение казусов на тему: добровольный отказ от преступления,
деятельное раскаяние, сроки давности, воспитательные меры —
25 мин.
3. Заключение-5 мин.
1. РОЛЕВАЯ ИГРА «НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА».
Для проведения этой игры надо подготовить несколько
сценок с учащимися.

1. Учащийся № 1 — Бандит, вооруженный ножом. Напал на учащегося
№ 2 и, угрожая смертью, потребовал денег.
Учащийся № 2 — Видя реальность угрожающей опасности, достал
пистолет и выстрелил в учащегося № 1 и убил его.

2. Точно такая ситуация, как и в первом случае, только Учащийся
№ 1 был не вооружен. По каждому отыгранному эпизоду попросить
ответить на вопросы:
— Являются ли преступлением действия учащегося № 1?.
— Являются ли преступлением действия учащегося № 2?
Если действия учащегося № 2 не являются преступлением, то на
каком основании?

2. РЕШЕНИЕ КАЗУСОВ.
Разделить класс на группы. Каждой группе раздать по
задаче.

Данный урок подготовлен к курсу «Живое право» специалистами
С.-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского. — СПб.,
2000.

ЗАДАЧИ:

Задача 1. Наташа, ученица 10 класса, очень любила смотреть телевизор,
особенно всякие криминальные передачи, в которых рассказывали
об изнасилованиях, убийствах, грабежах и призывали людей
быть осторожными. Постепенно Наташе стало казаться, что за
каждым углом ее подстерегает убийца или грабитель. Поэтому она
взяла на кухне самый длинный и острый нож и стала носить его во
внутреннем кармане куртки для самообороны. Однажды вечером,
когда Наташа возвращалась домой с занятий в секции карате, к ней
подошел молодой человек и вежливо спросил, как найти улицу Пионерскую.
Вместо ответа он получил удар ножом под ребра и ногой по
шее. Подъехавшим к месту происшествия сотрудникам милиции Наташа
объяснила, что приняла юношу за насильника и таким образом
защищалась от «нападения».

Решение. УК признает право каждого человека защищаться
от нападения, но в данном случае нападения не было. Юноша
не угрожал Наташе, у него в руках не было оружия, он вел себя
абсолютно не агрессивно. Наташа безосновательно решила, что
он собирается на нее напасть. Поскольку не было нападения, то
не могло быть и защиты, следовательно, Наташа подлежит
уголовной ответственности за умышленное нанесение вреда
здоровью юноши. Форма вины — умысел, так как Наташа понимала,
что она делает, а также хотела причинить вред здоровью
молодого человека.

Задача 2. У пятнадцатилетнего Антона тяжело заболела мама.
На операцию нужно было очень много денег. Антон продал все ценное,
что было у них дома. Но не хватало еще 5 тысяч. Антон знал, что,
если не сделать операцию вовремя, мама умрет. Они с мамой недавно
приехали в этот город, и попросить взаймы было не у кого.