19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Потребительская психология
населения, легкомысленные представления о безграничности
и неистощимости природных богатств России привели
к тому, что появились районы, которые признаны зонами
экологического бедствия. К признакам зоны экологического бедСТЕИЯ
относятся: полное разрушение экологической системы,
глобальное, устойчивое загрязнение среды, полное отсутствие
питьевой воды, гибель лесов и животного мира, высокий уровень
смертности и заболеваемости населения.

Закон стоит на страже природной среды. Он устанавливает
правила, позволяющие предотвращать нарушения экологического
равновесия. Сочетать экономические и экологические интересы
людей в определенной степени позволяет законодательство.
Закон формулирует экологические требования к обществу,
государству и отдельному гражданину.

Задание: Каковы полномочия граждан в области охраны
окружающей природной среды? Изложите свое мнение по вопросам
правовой охраны окружающей природной среды вашего
микрорайона. Какие правовые нормы создают условия для оздоровления
экологической обстановки?

Не менее значимыми являются вопросы ответственности
за содеянное. На эти вопросы тоже следует обратить внимание
школьников. Вот как это можно сделать.

Модель урока по теме «Экологические правонарушения.
Юридическая ответственность за их совершение»

Урок начинается с проигрывания учебно-правовой ситуации:
«Осень. Вы собираете в лесу грибы. Парочка симпатичных грибочков

примостилась прямо на середине муравейника. Предположите, каковы
будут ваши действия?»

Задания: Дайте оценку происходящему. Что сказал бы Альберт
Швейцер (1875—1965), гуманист, немецко-французский
мыслитель, благоговеющий перед жизнью, которому принадлежит
суждение: «Поистине нравственен человек только тогда,
когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой
жизни, которой может помочь, и удерживается от того, чтобы
причинить живому какой-либо вред».

Если человек выберет свои экономические интересы, то он
доберется до грибов и положит их в свою корзину. Грибов станет
больше, но муравейник будет разорен. Человек в данном случае
поступил безнравственно. Он виновен в том, что причинил вред
лесу, природе. Этот вред выразился в поврежденном муравейнике.
Один большой муравейник охраняет 1 гектар леса от насекомых-
вредителей.

Наличие вины в противоправности является признаком
совершения правонарушения. В данном случае речь идет об
экологическом правонарушении — виновном, противоправном деянии,
наносящем вред окружающей среде и здоровью человека.
Экологическое правонарушение может вызвать юридическую
ответственность. Например, действующий Уголовный Кодекс
России содержит более двадцати статей, направленных на охрану
экологического правопорядка в стране. Наиболее часто применяются
статьи о незаконном занятии рыбным и другими
воднодобывающими промыслами, о незаконной охоте, загрязнении
воды и воздуха, незаконной рубке леса.

В случае с повреждением муравейника возникает материальная
ответственность, определяемая государственными штрафами.
Административное законодательство, в свою очередь,
предусматривает административное взыскание за уничтожение
полезной для леса фауны.

Для классов с углубленным изучением права можно рекомендовать
материалы для проведения занятий в виде практикума
по решению юридических задач.

1. Используя содержание Административного кодекса РФ, Основ
лесного законодательства, решите следующую задачу. Собирая грибы,
супруги Ивановы разорили два муравейника. Служба лесной охраны
составила акт о лесонарушении. Ивановы отказались подписать
его, полагая, что такие действия не влекут юридической ответствен

ности. Органы лесной охраны передали материалы о лесонарушении
в суд. Предположите, какое решение должен принять суд?

2. Используя содержание Административного кодекса РФ, решите
задачу. Марченко ловил рыбу. Уходя домой, он не загасил костер, в результате
чего возник пожар, причинивший лесному хозяйству значительный
ущерб. Какие последствия должны наступить для Марченко?
3. Используя содержание Административного кодекса РФ и УК РФ,
решите задачу. Васильев и Петров, срубившие в заповеднике двадцать
деревьев, были задержаны лесником, который составил акт. Васильев
и Петров его подписали. Квалифицируйте действия Васильева и Петрова.
Будут ли они привлечены к юридической ответственности?
4. Используя содержание УК РФ, решите задачу. Рабочими прииска
«Солидарность» было найдено несколько крупных самородков
золота весом до 1 кг 300 г.