19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Практики показывают, что рациональным средством, позволяющим
преодолеть формальный характер эколого-правовых
ориентаций учащихся, является ознакомление их с экологической
ситуацией в конкретной местности на основе учебных
социологических исследований. Например, темами данных исследований
могут быть: «Экологическое состояние школы: правовой
аспект», «Правовые средства оздоровления экологической
обстановки в нашем микрорайоне (дворе)». Таким образом
появляется возможность поставить проблему регионального
компонента правового образования, а тема «Краеведение на
уроках эколого-правовых знаний», думается, найдет своих исследователей.

Как возможную форму межпредметных связей, формирующих
целостность экологического миропонимания, можно рекомендовать
повторительно-обобщающие уроки на основе дидактических
игр интегрированного типа1.

В качестве обязательных для выпускника основной школы
представляется актуальным осветить три вопроса, которые могут
быть рекомендованы как темы самостоятельных уроков:

1.
Право человека на благоприятную природную среду — фундаментальное
право человека.
2.
Экологические права и обязанности граждан России и государства.
3.
Экологические правонарушения. Юридическая ответственность
за их совершение.
В результате изучения этих тем выпускник основной школы
должен усвоить следующие понятия и положения: благоприятная
природная среда; международное право — одна из
гарантий экологической безопасности; экологические отношения;
природный объект, подлежащий правовой охране; зоны
экологического бедствия; экологическое правонарушение; юридическая
ответственность за экологические правонарушения и
ее виды.

Рассмотрим конкретную модель урока по теме «Право человека
на благоприятную природную среду — фундаментальное
право человека».

«Дидактические игры по экологии» — СПб., 1992.

В качестве актуализации проблемы для беседы можно предложить
учащимся обсудить два вопроса:


Как соотносятся природа и общество?

Какие у тебя взаимоотношения с природой?
Обучаемые приходят к следующим выводам: человек является
частью природы; природа выступает в качестве естественного
условия жизни и деятельности человека. Человек стремится
к тому, чтобы природные условия были пригодны для его
существования; природа является источником и средством производства
материальных благ; природа — источник эстетического
наслаждения человека.

Дальнейшее обсуждение можно организовать с помощью
следующей группы заданий: приведите примеры использования
природы в хозяйственных целях; поясните, как вы понимаете
рациональное использование природы. В результате беседы учащиеся
должны ясно представлять различные формы взаимодействия
общества и природы, вспомнить характеристики современной
экологической ситуации, назвать основные проявления
экологического неблагополучия.

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» способствует
укреплению экологического правопорядка. Он обеспечивает
экологическую безопасность на всей территории России.
На ее пространствах встречаются все природно-климатические
зоны, кроме тропиков. Они включают огромное
разнообразие ландшафтов, экологических систем. Природа и ее
богатства являются национальным достоянием народов России.
В процессе взаимодействия человечества и природы складываются
определенные общественные отношения, называемые
экологическими. Регулируя экологические отношения, государство
определило законодательно те объекты природы, которые
подлежат правовой охране.

Задание учащимся на уроке:

— перечислите, какие природные объекты вы знаете;

какие из предложенных вами природных объектов подлежат
правовой охране? Какие объекты природной среды,
подлежащие охране, не были названы? Какие объекты природной
среды нашей местности подлежат охране? Прочитайте
статью 4 Закона РФ «Об охране окружающей природной
среды».

Задание: Объекты окружающей природной среды, подлежащие
охране, — это природные объекты, выполняющие экологические,
экономические, культурно-оздоровительные функции.
Подумайте, почему нужна правовая охрана природы?
Сделайте вывод, в чем состоит значение правовой охраны природы.

Правовая охрана природы — важный способ защиты внешней
среды. Человек не всегда в состоянии осознать всю взаимосвязанность
предметов и явлений природы. Он никогда не
может отказаться от достижения каких-то своих экономических
интересов, причиняющих вред природе.