19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Учитель права формулирует цель и задачи преподавания
темы. При этом необходимо выделить образовательную цель
(разъяснить нормы действующего законодательства в сфере экологии,
новые нормы, принятые в РФ за последнее время),
развивающую (развитие творческого мышления, умений сравТам
же, с. 27.

нивать нормы права, анализировать жизненные ситуации, нарушения
закона), воспитательную (формирование бережного
отношения к окружающей природе, чувства ответственности за
свои поступки и т. д.). Формулировка целей и задач должна
осуществляться с учетом возраста детей, степени их правовой
подготовленности.

2. Учитель определяет структуру и содержание учебного
материала темы. Для этого следует прочитать учебник, дополнительные
материалы по теме.
3. Учитель составляет понятийный аппарат темы (право
на благоприятную окружающую среду; экологические права и
обязанности; экологические правонарушения; экологическая
безопасность; ответственность); этапы формирования понятий
данной темы, устанавливается взаимосвязь понятий, внутрикурсовые
связи темы (связь с темами по теории права, конституционному
праву, уголовному, административному праву).
4. Учитель обращает внимание на применение средств обучения,
основные трудности темы и пути их преодоления. Учитель
анализирует трудности изложения материала в учебнике,
на уроке; в процессе усвоения учениками.
Приведем в пример некоторые варианты уроков:

УРОК «ЭКОЛОГИЯ И ПРАВО»

ЦЕЛЬ:

познакомить учащихся с особенностями экологического права,
сущностью некоторых экологических проблем, обязанностью беречь
природу.

ПЛАН.

1. Что такое экологическое право?
2. Правовое регулирование экологических проблем того региона,
где проживают обучаемые.
Проведению занятий по экологическому праву может предшествовать
серьезная целенаправленная работа школьников
по сбору материала краеведческого характера. Здесь ученики
осуществляют исследовательскую работу, выясняя, какие проблемы
экологического характера волнуют именно их город,
район, область и проч. В этой связи подобные уроки могут
проводиться в форме миниконференции, на которой обучаемые

подводят итоги проделанной работы и докладывают о своих
успехах в этой области. Обсуждая эти проблемы, можно попытаться
разработать программу мероприятий, которые могли бы
способствовать решению некоторых несложных вопросов. Важно,
чтобы дети осознали, что и они могут вложить свой труд
в обеспечение своей безопасности.

На таком уроке можно провести диспут, при наличии возможности
пригласить представителей власти, работников экологических
комитетов и проч.

Учитель в форме рассказа тем не менее должен пояснить,
что такое экологическое право, какие источники регулируют
эту область общественных отношений. Ребята должны запомнить
ведущие правовые нормы, можно предложить серию задач
правового характера, в которых обучаемые должны выступить
в качестве экспертов, консультантов. В конце урока подводятся
итоги, дается задание на дом.

К настоящему времени многие специалисты пришли к выводу
о важности изучения вопросов экологии с позиции права.
Вот мнение и советы С. Морозовой1, ведущего специалиста в
области методики права из С.-Петербурга.

«Проблемам экологического образования посвящены многочисленные
методические рекомендации и учебные пособия.
Экологические знания являются важным компонентом программ
по географии, химии, ботанике. Как правило, эти программы
знакомят с социальным, этическим, эстетическим, экономическими
аспектами экологии. Включение в правоведческие
программы тем, связанных с экологией, ставит проблему методики
преподавания эколого-правовых знаний в школе на первый
план.

Существенное изменение целеполагания уроков но эколого-
правовым темам, включение их в программы предметов,
систематизирующих и обобщающих социальные знания, актуализирует
традиционную методическую проблему межпредметных
связей. Как частное решение данной проблемв можно
предложить использовать систему творческих заданий для уроков-
практикумов интегрированного типа, когда на занятиях
естественнонаучного цикла школьники разрабатывают проекты
экологических правил поведения, а на уроках правоведения
перед ними ставится задача обоснования этих правил с позиций

Морозова С.А. Экология и право. // Учитель. № 3. 1999.

требований экологического права. Цель подобных занятий
состоит в формировании личностно-осознанных эколого-правовых
установок.