19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




ПОНЯТИЯ:
права на образование; закон; правовой статус школьника; ответственность.

ПЛАН

1. Право на образование в нашей стране.
2. Мои права и обязанности в школе.
1. Рассмотрение первого вопроса можно начать с приема
актуализации знаний. Ученикам предлагается ответить на вопросы:
— Что такое право в субъективном смысле?
— Какие основополагающие права гарантированы гражданину
нашей страны и где они зафиксированы?
Обучаемые могут проанализировать главу 2 Конституции
РФ.

Вопросы:

— Как вы представляете себе право на образование, о котором
говорится в Основном законе страны? Пусть школьники
приведут примеры собственного осмысления этого понятия.
Далее учитель поясняет, что вопросы образования регулирует
в нашей стране целая система нормативно-правовых актов.
Учитель задает вопрос: «Что это такое? Какие нормативные
акты Вы знаете?»

Отдельно следует поговорить о «Законе об образовании».

Ученикам предлагается наглядная схема, которая может
быть заранее подготовлена: «Система образования» (здесь необходимо
показать, какие образовательные уровни установлены
в России — основное общее образование, среднее полное общее

образование, начальное профессиональное образование, среднее
профессиональное образование, высшее профессиональное
образование, послевузовское профессиональное образование).

В зависимости от уровня подготовленности класса учитель
организует дальнейшую работу на уроке. Например, это может
быть работа с источником с целью разрешения конфликта
в предлагаемой для обсуждения ситуации. Правовые ситуации
учитель может придумать самостоятельно либо подобрать материал
из школьной жизни.

2. При рассмотрении второго вопроса ученикам предлагается
составить документ под условным названием «Устав класса».
В нем следует прописать те права и обязанности, которым
следует подчиняться всем обучаемым. Данную работу можно
выполнять по группам. При этом одна группа может выступить
в роли тех, кто прописывает только права, другая — обязанности.
Третья же группа выступит в роли экспертов. Они будут
внимательно слушать выступления групп, задавать им вопросы
и по возможности оценивать проделанную работу. В то время,
когда работают две группы, третья может выполнять отдельное
задание по анализу уже существующего в школе локального
акта — Устава, где прописаны права и обязанности участников
образовательного процесса. Данные правила следует сопоставить
с теми, которые предложили ученики.
В конце урока обязательно подводятся итоги. При наличии
времени можно провести небольшую работу в форме тестирования.

Российские правозащитники предлагают изучать вопросы
образовательного права на нескольких уроках.

УРОК. ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ1

ЗАДАЧИ УРОКА
Учащиеся должны:

-
увидеть связь между правом на образование и свободой мысли
и совести, правом на получение и распространение информации;
— понять ценность образования в современном мире.
См.: Права человека. Книга для учителя. / В.В. Луховицкий и др. Молодежный
Центр прав человека и правовой культуры. — М., 1999.

ПЛАН УРОКА

1. Для чего нужно право на образование?
2. Как реализовывалось и нарушалось право на образование в разные
эпохи?
3. Что я включил бы в Закон РФ «Об образовании»?
ХОД УРОКА

1. Учитель задает проблемный вопрос: «Для чего нужно
человеку право на образование?» Учащиеся высказываются по
форме «Цепочки». (С помощью воображаемого микрофона они
передают «слово» друг другу.)
2. Учащиеся делятся на группы по 4—5 человек. Учитель
раздает небольшие тексты, иллюстрирующие разные системы
образования в разных странах в различные эпохи (по 1—2 текста
на группу). Дети читают и готовятся отвечать на вопросы.
3. Учитель выписывает на доске следующие вопросы
к текстам:
— Все ли могут получить образование? Если нет, почему?
— Чему и как учат в этой стране?
— Влияет ли полученное образование на статус человека?
— Какие права человека нарушаются в данной ситуации?
4. Дети отвечают на вопросы. Заполняют таблицу в тетради.
Группы дополняют друг друга, пока не получится полная
картина.
5. Итоговое обсуждение: что должно быть записано в Законе
РФ «Об образовании»? Дети высказываются по желанию,
учитель записывает их высказывания на большом листе бумаги
(эти высказывания должны сохраниться до следующего урока).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать эссе на тему «Образование — право или обязанность?»

Методика изучения темы «Экология и право» обращает
внимание учителя на следующие аспекты деятельности1:

1.