19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Он принимает
решения, владеет всем имуществом, распоряжается всеми
младшими членами рода. Государство не вмешивается в дела семьи,

хотя может оказывать содействие главе семьи (например, найти бежавшую
жену, наказать за измену).

3. Хосланд.
Страна, в которой ни государство, ни церковь не вмешиваются в
личные дела граждан. Каждый строит свою семейную жизнь так, как
считает нужным. Возникающие разногласия улаживаются самыми
разными способами: от переговоров (в роли третейского судьи может
выступать государство, церковь, уважаемый человек и т. д.) до
грубой физической силы.

4. Тоталанд.
Страна, в которой все вопросы, в том числе и личные, решает
государство. Без разрешения чиновников нельзя ни заключить, ни
расторгнуть брак, в случае развода вопросы о судьбе детей, о разделе
имущества решает государство. Дети сразу после младенческого
возраста большую часть времени проводят в детских учреждениях.
Государство в равной мере распоряжается мужчинами и женщинами,
определяет их права и обязанности.

6.3. Методика преподавания тем по
вопросам правового регулирования
экологии и образования
Вопросам правового регулирования образования в школьной
программе не уделяется достаточного внимания. Однако,
будучи участниками образовательного процесса, ученики и педагоги
должны знать правила поведения тех, кто становится
субъектом подобных правоотношений. Методика научно-методического
анализа темы «Правовое регулирование образования
» заключается в проведении следующих операций1:

1. Учитель права определяет значение и место темы в курсе
«Основы права». В этой связи обращается внимание на новые
научные факты, положения и идеи теории. В настоящее время
образовательное право претерпело изменения. Приняты новые
поправки к Закону об образовании. Учитель права должен
внимательно разобраться в ведущих нормах действующего заБолотова
Е.Л. Методика преподавания правовых дисциплин. — М., 1999.

конодательства. Необходимо вьщелить опорные и межпредметные
связи в изучении темы, связь темы с другими темами курса
«Право». Приступая к изучению вопросов образовательного
права, необходимо актуализировать знания учеников по вопросам
теории права. Это можно организовать с помощью беседы,
опроса и т. д. Ученики должны вспомнить материал первых
уроков о праве; о системе права (институтах, отраслях); источниках
права (закон и подзаконные акты); действии закона во
времени и т. д. В некоторых школах ученики создают свое
«внутришкольное законодательство» на основе собственных
знаний проблемы.

2. При подготовке к занятию учитель обращает внимание
на логику, структуру и содержание темы. Здесь необходимо
отобрать важный материал с опорой на социальный опыт школьников.
3. Учитель формулирует задачи образования, развития и
воспитания учеников при изучении данной темы. Во-первых,
ученики знакомятся с правилами поведения в сфере образования,
сущностью права на образование. Во-вторых, они совершенствуют
умения работать с источником права, развивается их
творческое мышление, способность правовые
ситуации, разрешать конфликты и т. д. В-третьих, у школьников
воспитывается чувство ответственности за свои поступки,
уважения к другим участникам образовательного процесса.
4. Учитель права определяет значение темы для формирования
мировоззрения учеников. Здесь необходимо показать связь
теории и практики. Усваивая модели правомерного поведения
в школе, ученики знакомятся с тем, какими правами в образовании
наделены граждане страны, как можно реализовать это
в дальнейшем. Учитель четко выделяет основные знания и умения,
которые формируются при изучении темы, возможности
формирования у обучающихся логического мышления и навыков
работы с различными источниками информации (пресса;
телевидение; законы); возможности выполнения умственных
операций (анализа, синтеза, сравнения, противопоставления,
обобщения, систематизации и классификации)1.
Для примера обратим внимание на урок по данной теме.

Болотова Е.Л. Методика преподавания правовых дисциплин. — М., 1999,
с. 75.

УРОК «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

(8—9) класс

ЦЕЛЬ:

разъяснить ученикам сущность права на образование в стране,
основные правила закона об образовании, а также обязанности
школьников; сформировать умения использовать нормы права в разрешении
жизненных проблем, научить разбираться в локальных актах
(Уставе школы), сформировать уважительное отношение к участникам
образовательного процесса.