19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Среди них:


навык устного выступления (умение аргументировать свою
точку зрения, слушать собеседника, уважать его мнение;
вести дискуссию);
— умение самостоятельно выделить в теме проблемные вопросы;
— умение оценить свое и чужое поведение;
— умение работать с книгой;
— умение систематизировать знания.
Нижегородские специалисты создали свои подходы к обучению
праву. М.А. Субботина предложила изучать правовые вопросы
в рамках регионального курса «Гражданское образование»
в 5, 6-х классах2.

Активизировалась и екатеринбургская школа права. Под
руководством С.С. Алексеева разработан правовой курс, методическая
система изучения сложных правовых конструкций
с опорой на исторические факты и реальности жизни. Большой
вклад в становление российской методики обучения праву сделан
А.Ф. Никитиным, А.Н. Иоффе, Т.В. Болотиной, О.В. Кишенковой,
Е.С. Корольковой, В.О. Мушинским, Л.Н. Боголюбовым,
А.Ю. Лазебниковой и др. в рамках интеграции правовых и других
обществоведческих курсов2. Благодаря усилиям известных специалистов
в области права: С.А. Морозовой, А.В. Ильина,
А.В. Воронцова и др. — активизировалось изучение вопросов истории
права в школе3.

Разработана система «концентрических кругов» в методике
обучения праву. Ее автор — В.О. Мушинский доказал, что в содержании
правовых курсов школы необходимо придерживаться
такой схемы4:

См.: Субботина М.А. Уроки гражданственности: 5 класс. — Нижний
Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998.
Алексеев С.С. Право. Законы. Правосудие. — Екатеринбург, 1998;
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. — М., 2001.
Права человека в свободной стране. / Сост. Н.И. Элисберг. — СПб., 1999.
См.: Мушинский В.О. Азбука гражданина. — М., 1997, с. 4—5.

В 90-е годы XX в. уделено внимание новому типу учебного
пособия — рабочей тетради. М.И. Шилобод и др. разработали
систему разновариантных заданий по праву в виде творческих
задач, схем и т. д.1, которые необходимо использовать на уроках
для самостоятельной работы учеников с темами.

А.Ф. Никитин предложил свою методику работы с отдельными
заданиями по курсу «Право и политика»2. В заданиях
доминировали вопросы типа: «сравни», «вырази свое мнение»,
«поясни позицию». Разработана система тестов.

СИ. Володиной, A.M. Полиевктовой, Е.М. Ашмариной,
С.В. Белогорцевым, СЮ. Макаровым, В.В. Навроцкой,
Е.А. Певцовой, А.Н. Фонтановой, М.Н. Цепковой, Н.Г. Суворовой
разработана новая методика правового обучения с использованием
традиционных и активных форм. В частности,
правовой материал предполагалось изучать с помощью метода
формирования критического мышления. На 1-ой стадии — вызова
— у учеников актуализировались имеющиеся знания по
теме; на 2-ой стадии — осмысления — ученики знакомились

Шилобод М.И. Политика и право. 10—11 кл. — М.: Дрофа, 2000.

См.: Никитин А.Ф. Право и политика. Рабочая тетрадь. — М.: Просвещение.
1997.

с новой информацией, понятиями. Для этого использовались
разнообразные приемы: чтение текста с остановками, маркировка
текста символами, составление таблиц. На 3-ей стадии —
размышления (рефлексии) — ученики осмысливали то, что они
изучали на уроке, выражая это своими словами. Здесь использовались
такие приемы: групповая дискуссия, написание минисочинения
или эссе, составление схемы1.

Методика изучения прав ребенка разработана З.К. Шнекендорфом,
В.В. Антоновым. Авторы предлагали учитывать
особенности возраста детей при изучении права2.

С.Н. Ловягин предложил нетрадиционную методику правового
обучения школьников с использованием юмора. При
решении задач ученики знакомились с текстом, построенным в
виде диалога знающего право и того, кто пытается разобраться
в юридических нормах.

Усилиями В.Н. Пронькина, А.Б. Гутникова, Л.И. Спиридонова
создана занимательная энциклопедия практического права.
Ученикам предлагалось самостоятельно пользоваться книгами.
Даны практические советы: как вести переговоры, как пойти на
прием к юристу; как написать письмо губернатору; как обратиться
в суд; как изменить несправедливый закон и т. д. Учителя должны
были знакомить учеников с юридическими документами3. Разработана
методика организации медиации на уроках права.

С 1989 г. проводятся всероссийские олимпиады по праву4.
Так, к 2002 г. в олимпиадном движении всероссийского масштаба
приняли активное участие 52 территории страны5. Развивается
система дополнительного правового образования, инициатором
которой выступает г.