19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Это могут быть извлечения
из Гражданского кодекса, подзаконных нормативно-правовых
актов и т. д. При этом необходимо дать образец разбора
документа, помочь школьникам проанализировать его, а затем
предложить ученикам самостоятельно проработать документы
в классе и дома.

Методика работы на уроке при знакомстве с нормами частного
права может включать в себя уже рассмотренные выше
методы, приемы и средства обучения праву.

При этом важно знать, что, в отличие от материала по
теории права, юридическое содержание параграфов о нормах
гражданского, предпринимательского и др. отраслей права быстро
устаревает, вводятся новые законы, отменяются старые нормы
права. Учитель права должен постоянно отслеживать эту
информацию.

Методика изучения конкретной темы в области частного
права позволяет обратить внимание на:

а) формирование таких понятий, как гражданское право, до

говор, сделка, предприниматель, и т. д. (Их можно изучать

различными способами.);

б) выявление внутрикурсовых связей (с теорией права и т. д.);
в) применение средств обучения в зависимости от уровня
подготовленности и т. д.;
г) выявление основных трудностей темы1.

В рамках изучения обществоведческих дисциплин рассмотрение
вопросов различных отраслей права можно интегрировать
в один—два урока. Например:

ТЕМА: ЧАСТНОЕ ПРАВО

ЦЕЛЬ:

Разъяснить учащимся правовые основы взаимодействия
людей в сфере частного права, сформировать потребность уважительного
отношения к законам в области трудового, семейного,
гражданского права.

После изучения темы учащиеся должны:


знать правовые особенности регулирования основных форм
предпринимательской деятельности;

разъяснять сущность правоспособности и дееспособности
лиц-участников правоотношений;

знать особенности регулирования трудовых правоотношений
(уметь составлять трудовые контракты, знать, в каких
случаях происходит их расторжение, и т. д.);

разъяснять сущность института брака и его правовое регулирование,
знать права и обязанности супругов, а также
родителей и детей.
ПЛАН УРОКА:

1. Предпринимательство и закон.
2.
Трудовые права российских граждан:
а) Как заключить трудовой контракт?
б) В каких случаях прекращаются трудовые правоотношения?

3.
Семья и право:
а) брак и его правовое регулирование;
б) правовые взаимоотношения родителей и детей.
См.: Болотова Е.Л. Методика преподавания правовых дисциплин. — М.,
1999.

1. В начале изучения темы учитель использует прием актуализации
знаний, попросив ребят вспомнить, что такое система
права и какие отрасли права известны.
Чем схожи между собой нормы гражданского, предпринимательского,
семейного права? Ученики заметили, что такие
нормы защищают интересы частных лиц, а участники таких
правоотношений равны между собой, никто из них не обладает
властью над другим.

В рамках гражданского права зародилось и стало особенно
бурно развиваться в последние годы предпринимательское право.
В него объединились нормы, регулирующие взаимоотношения
юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность, порядок их создания и функционирования,
а также взаимоотношения с органами государственной
власти.

На доске вывешивается схема:

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА

коллективные
индивидуальные
физические лица

правоспособность дееспособность

Учитель разъясняет, что участников правоотношений называют
субъектами права. К ним относят и различные объединения
людей (фирмы, заводы и т. д.), и каждого человека в отдельности.
Последние называются физическими лицами и
обладают правоспособностью и дееспособностью. Виды юридических
лиц можно показать по схеме (их дееспособность и
правоспособность возникают одновременно, с момента государственной
регистрации).

Правоспособность — способность иметь права и обязанности,
а дееспособность — это способность распоряжаться правами
и нести обязанности. Для закрепления темы используем схему
на с. 155.

Ребятам предлагается принять участие в деловой игре.

«НА ПРИЕМЕ У ЮРИСТА»

Класс делится на 4 группы, каждая из которых готовит
вопрос экспертам. Эксперты изучают материал ГК РФ (ст. 21,
26, 27, 28, 29, 30).

Затем учащиеся инсценируют возникшую проблему и обращаются
за помощью к экспертам.

Примерные проблемы, над обсуждением которых может работать
класс.

I. Пятнадцатилетний Сергей получил гонорар за использование
своего произведения и решил положить свои деньги в банк.