19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Предложить Правительству пока согласиться
и дать положительное заключение на законопроект.

Можно оформить это на листе ватмана, где будет значиться:

Федеральный Закон «О воинской службе по контракту».

Заключение Правительства

Государственная Дума:

Совет Федерации

Президент

Предложить Думе провести голосование. Председатель — ведущий.
Пусть Председатель проведет заседание, результат которого записать
в графе «Государственная Дума»: ПРИНЯТ.

После того как федеральный закон принят, снова путем вопросов-
ответов выяснить его дальнейший путь — важно ли его одобрение
Советом Федерации (вопрос к «членам» Совета Федерации (п. 4
ст. 105 и ст. 106). Если возникают проблемы — можно обращаться за
толкованием к Конституционному Суду, одного из членов которого
может играть юрист, студент-юрист или учитель.

Спросить членов Совета Федерации, какое они принимают решение
(отклонить, не рассматривать, одобрить), проголосовать.

— Что нужно делать после этого? (В зависимости от принятого
решения, учитель должен изучить внимательно статьи 105, 107 Конституции
РФ, чтобы свободно ориентироваться.)
Подвести все к тому, чтобы закон был принят, чтобы дети направили
его Президенту, спросить команду Президента, какие будут дей

ствия (можно заранее предложить ребятам установку, что закон Президенту
не нравится), разыграть вето и повторное голосование и новое
направление президенту. В тетради — продолжить дополнение
схемы: нарисовать стрелочку от Президента (или подписать старую
стрелочку еще надписью — «вето») и к Президенту — «закон на подпись
». Можно в связи с этим спросить: какие еще полномочия имеет
Президент по отношению к Государственной Думе? (Роспуск.) Совет
Федерации по отношению к Президенту? (Импичмент— отрешение
от власти.) Спросить, почему такие полномочия даны? (Взаимоконтроль
властей, иначе — монополизация власти одной ветвью приведет
к диктатуре.) (Напомнить о воззрениях Монтескье, теории разделения
властей; о взглядах отцов-основателей американской Конституции
— теории сдержек и противовесов.) Можно записать в тетрадь
после таблицы этот вывод.

Далее снова продолжить игру и спросить у детей, что нужно делать,
чтобы закон вступил в силу. (Обнародование). Для этого приготовить
один номер «Российской Газеты» и Собрания Законодательства
РФ (либо приготовить несколько — каждому на парту) — показать
(пусть ребята сами откроют, найдут), как публикуются законы, в каком
виде, как они вступают в силу. Напомнить, как школьники сами
записывали текст своей конституции в «официальной» тетради. Так и
«Российская Газета» и Собрание Законодательства РФ (СЗ РФ) являются
«официальными тетрадками», только на эти издания может ссылаться
юрист, когда цитирует текст закона.

- Спросить, кто знает, когда закон вступает в силу? (Закон считается
вступившим в силу с той даты, которая указана в самом законе, а
если дата не указана, то по истечении 10 дней с момента официальной
публикации.)
Заключение — 5 мин.

Разъяснить домашнее задание. Следующий урок имеет особенность:
он строится на местном материале, поэтому заранее, уже при
подготовке к этому уроку, нужно найти материалы для раздачи детям.
(Например, местный закон о системе органов власти субъекта федерации,
чтобы помочь школьникам сделать домашнее задание, а
также показать, что государственные органы обязательно строятся
в соответствии с законом.)

6.2. Проблемы методики преподавания
отдельных отраслей частного права
В условиях современной рыночной экономики изучение вопросов
частного права приобретает особую актуальность. Рассматривая
на уроках права юридические нормы гражданского, семейного
и других областей частного права, учитель должен обратить
внимание на прочное закрепление четких теоретических представлений
обучаемых о главных юридических понятиях, используемых
в данной сфере. Например, ребята должны запомнить, что
представляют собой диспозитивные нормы права (данную дефиницию
можно вводить только на старшей ступени обучения),
в чем заключается свобода выбора модели поведения субъектов
в этой сфере общественной жизни. Ученикам необходимо разъяснить
схему о равенстве партнеров в договорных отношениях.

Несомненным успехом пользуются интегрированные уроки,
где школьники показывают свои знания и в области экономики,
и в области политики, и даже в области истории.

На уроках по изучению вопросов частного права следует
организовывать работу с документами.