19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




ПЛАН УРОКА:

Примечание:этотурок (еслиестьвремя) можнопланироватькак
сдвоенный, поскольку деловая игра может затянуться.

1.
Вводная часть — 10 мин. (проверка домашнего задания).
2.
Законодательная инициатива — 5 мин.
3.
Игра — Законотворческий процесс — 25 мин.
4. Заключение — 5 мин.
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

1.
Можно пригласить на урок юриста или студента-юриста для участия
в игре.
2.
Приготовить для игры ватман или большой лист бумаги: «Федеральный
закон».
3.
Принести несколько экземпляров «Российской Газеты» с текстами
законов и Собрания Законодательства.
1-10 мин.

Вызвать троих человек к доске, пусть начертят таблицу из домашнего
задания. Каждый отвечает за одну ветвь власти. Проверить,
задавая вопросы классу, что правильно, что нет. Исправить. Дополнить.
Спросить, где располагаются эти органы власти. Как правило,
дети не обращают внимание на указание в тексте учебника о том, что
Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд возглавляют соответствующие
судебные системы. Кроме того, Правительство имеет различные
комитеты и ведомства, которые располагаются не только в Москве,
но и могут располагаться в каждом субъекте федерации
(территориальные подразделения), например, Комитет по управлению
федеральным имуществом. Примерно схема может выглядеть так:

Органы государственной власти РФ
Законодательная
власть
Исполнительная
власть
Судебная власть
Федеральное
собрание
Совет Федерации
Государственная
Дума
Президент
Правительство
Комитеты
Констит. Суд
Верховный Суд
Высший Арбитражный
Суд
Федеральные Суды
Арбитражные Суды

2—5 мин.
Разделить класс на следующие группы:

- члены Совета Федерации;
-
депутаты Государственной Думы;
-
члены Правительства РФ;
-
судьи Конституционного Суда;
-
Президент и работники его Администрации;
-
депутаты законодательного органа субъекта федерации (назвать
его в соответствии с названием органа в Вашем субъекте федерации.
Например, в Санкт-Петербурге это Законодательное Собрание);
- группа граждан, имеющая миллион подписей;
-
члены Совета многомиллионной политической партии.
Дать время прочитать ст. 104 Конституции РФ.

Спрашивать по очереди каждую группу (после ответов весь класс
спрашивать в подтверждение или уточнение) с поднятием рук: Кто
имеет законодательную инициативу? В какой статье это записано? (ст.
104) Уточнять — член Совета Федерации имеет право или сам Совет
Федерации? Судьи Конституционного Суда или весь Суд? А по всем
ли вопросам? Где записаны вопросы ведения КС? (ст. 125) Какие законопроекты,
например, может внести КС? Может ли он внести законопроект
об обязательном изучении Конституции в школах? (Нет однозначного
ответа, смотря, как толковать полномочия, но, скорее всего,
это не входит в компетенцию, поскольку расширяет компетенцию КС
в сторону политического, а не судебного органа.)

При обсуждении роли Правительства — обратить внимание на
п. 3 ст. 104 Конституции РФ — предварительное заключение Правительства.
Тетрадь —обратиться к домашнему заданию (Схема «Органы
государственной власти РФ») и попросить нарисовать стрелочку
от Правительства и подписать «внесение законопроекта» и «заключение
на проект» — (п. 3 ст. 104). Также точно сделать стрелочки от других
органов.

— Как граждане могут внести законопроект? — Даже
1 000 000 граждан не имеют право законодательной инициативы (могут
лишь написать предложение о законопроекте своему депутату и
в другие государственные органы — ст. 33 Конституции РФ).
5-25 мин.
Деловая игра

«Законодательный процесс».

Предположите, что одно из обращений-писем граждан было
принято депутатом Государственной Думы. Чтобы не терять время,

можно предположить, что в письме содержится предложение принять
Закон о службе в армии по контракту и об отмене обязательной воинской
службы. (Если есть время, можно спросить ребят, какой законопроект
они могут предложить.) Вопрос:

- Куда должен быть внесен законопроект? (п. 2 ст. 104 — в Государственную
Думу.)
Здесь можно попросить ребят прочитать ст. 105-107 Конституции
РФ.

Вопрос.


Как проходит принятие Закона?
Объединить ребят в три группы:
— Государственная Дума выбирает Председателя.

Совет Федерации выбирает Председателя и
— Президент назначает Председателя Правительства.
Обратить внимание, что закон предусматривает дополнительные
расходы из государственного бюджета на оплату солдат-контрактников,
поэтому в соответствии с частью 3 статьи 104 должно быть заключение
Правительства.