19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Она согласилась. И нотариус удостоверил
сделку. Все бумаги есть. Что мне сделать?
В конце темы либо ряда тем, в ходе которых изучались
теоретические вопросы права, ребятам следует предложить поработать
с ведущими понятиями.

Между изученными понятиями выстраиваются логические
взаимосвязи, дается разъяснение их сущности.

В качестве иллюстрации правоотношений на данном уроке
можно обратиться к литературным персонажам, например, вспомнить
рассказ «Злоумышленник», написанный А.П. Чеховым.

«Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно
тощий мужичонка, в пестрящей рубахе, в латаных портах. Его обросшее
волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные
из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости.
На голове целая шапка давно уже не чесанных, путаных волос, что
придает ему еще большую паучью суровость. Он бос.

— Денис Григорьев! — начинает следователь. — Подойти поближе
и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля, проходя утром
по линии, на 141 версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей
рельсы прикрепляются в шпалам. Вот она, эта гайка! С каковою гайкой
он и задержал тебя. Так ли это было?
— Чаво?
— Так ли все это было?
— Знакомо, было…
— Для чего ты отвинчивал гайку?
— Коли не нужна была, не отвинчивал бы, — хрипит Денис…
— Тысяча восемьдесят первая статья Уложения о наказаниях говорит,
что всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги,
когда оно может повергнуть опасности следующий по сей дороге
транспорт… он приговаривает к ссылке в каторжные работы…»
Вопросы к учащимся: о каких правоотношениях идет речь? Кто
является субъектами правоотношения в описанной ситуации? Поясните
структуру правоотношения на этом примере».

В конце урока учитель подводит итоги и дает задание на дом.

Рассмотрим варианты изучения проблем Конституционного
права, разработанные авторами г. С.-Петербурга в рамках проекта
«Живое право».

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
УРОК. КАКИЕ БЫВАЮТ ГОСУДАРСТВА…

ЦЕЛЬ УРОКА:
Учащиеся получат представление о том, какие бывают формы
правления в государствах и в чем их отличие.

ПЛАН УРОКА:

1.
Игра «Форма правления» — 10 мин.
2.
Заключение —10 мин.
Разделите класс на группы, дайте каждой группе установку:

1.
Обеспечивать безопасность и благополучие каждого члена группы
(для принятия решения необходимо большее количество голосов).
2.
Обеспечивать безопасность и благополучие наследственного монарха.
(Монарх наделен правом казнить, имеет абсолютную

власть, может выбрать из числа группы себе советников; остальные
- крестьяне.)

3.
Обеспечивать безопасность и благополучие Диктатора. (Диктатор
наделен правом казнить, имеет абсолютную власть, может
выбрать из числа группы себе советников. Контролирует армию,
полицию, экономику, культуру.)
Поставьте перед группами задачи:

1. В вашей стране голод, денежные средства ограничены. Вам
необходимо как можно в более короткие сроки создать план преодоления
кризиса.
2. На ваше государство совершено нападение, у вас не достаточно
вооружения, вы знаете, что в ваши вооруженные силы внедрены
агенты противника. У вас ограниченное время на принятие решения.
Создайте план для преодоления кризиса.
3. В вашей стране эпидемия. Она быстро распространяется по всей
стране. Лекарство для лечения пока не найдено. Смерть наступает через
несколько лет после заражения. За короткое время вам надо создать
краткосрочный план и попытаться преодолеть проблему.
4. Из-за стихийных бедствий из соседней страны в ваше государство
хлынул поток беженцев. У вас хорошие отношения с этой страной,
но тем не менее возникает недовольство ваших граждан в связи
с тем, что вырос уровень безработицы. Возникают конфликты. Ваша
задача — за короткое время разрешить эту проблему.
5. Ваш лидер внезапно заболел и находится при смерти. Вам необходимо
за короткое время разработать план передачи власти.
2. Заключение—10 мин.
В конце урока попросите членов групп выступить с анализом проблем,
с которыми они столкнулись в момент решения проблем.
Попросите учеников сделать вывод:
Каждая форма правления имеет свои недостатки и достоинства.

УРОК. Я Б В СЕНАТОРЫ ПОШЕЛ, ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ…

ЦЕЛИ УРОКА:

Школьник после этого урока должен уметь:

-
объяснить, как протекает законотворческий процесс и кто участвует
в нем;

объяснить, как различные органы взаимоконтролируют друг друга.