19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Обучаемым предлагается проанализировать ситуацию
с юридической и нравственной точек зрения, заполнив
таблицу. Указанный ниже сюжет лучше представлять в виде
аудио- или видеозаписи.

«Олег узнал, что его брат занимается кражей квартир, а также
махинациями по их продаже. Награбленные суммы денег брат переводил
в доллары и хранил дома. Ему удалось шикарно преобразить
квартиру, купить машину, дачу. Олег много раз говорил брату об
«опасности» выбранного им пути зарабатывания себе на жизнь, но
переубедить так и не смог. Брат доказывал, что вычислить его невозможно.
Олег решил действовать против брата его же методами. Он
выкрал награбленную сумму денег и перевел ее на счет детского дома».

Вопросы для сопоставления Право Мораль
1. Где существуют?
2. Как возникают?
3. Каковы последствия нарушения?
4. Как вводятся в действие?

В КОНЦЕ УРОКА ПОДВОДЯТСЯ ИТОГИ:

«… Итак, в обществе существуют правила поведения, которым
следуют люди в своих поступках. Правила, созданные в преступной
группе, не являются позитивными для развития общества. Нарушение
правовых норм обязательно влечет юридическую ответственность.
Таков главный вывод урока «Знакомимся с правом».

Теория права состоит из ключевых понятий, которыми
ребенок должен овладеть. Без их усвоения невозможно будет
дальнейшее изучение тонких нюансов юриспруденции.

УРОК. СУБЪЕКТЫ ПРАВА.
ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ

ФОРМА УРОКА: РОЛЕВАЯ ИГРА.

Мы знаем, что субъектами права являются индивиды, организации,
которые участвуют в правоотношениях. Правосубъективность—
возможность быть участником правоотношений.
Это понятие состоит из двух важных элементов — правоспособности
и дееспособности. Правоспособность — способность
иметь права и обязанности, а дееспособность — способность
распоряжаться ими. Разновидностями дееспособности является
сделкоспособность — способность лично совершать гражданско-
правовые сделки; деликтоспособность — способность нести
юридическую ответственность за правонарушение.

Если участником правоотношения выступает недееспособное
лицо, то недостающие элементы правосубъектности выполняются
другими лицами. В гражданском праве существует институт
представительства. Представители могут выступать от
имени недееспособного человека.

Субъекты правоотношений:

граждане, иностранцы, лица без гражданства, с двойным гражданством,
социальные общности: население региона, трудовой коллектив,
народ, нация; организации: государственные органы, госучреждения,
негосударственные: общественные объединения,
хозяйственные организации, религиозные организации.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Моделируем передачу «До 16 и старше…»1. На нее приглашены
известные эксперты-юристы: Иванов, Сидоров, Петрова и Невейкина.
Заранее эти ребята знакомятся с содержанием изучаемых понятий.
Герой передачи — ученик 9 Б школы города «Р» Картузкин. История
его жизни такова:

«Он живет с матерью и отцом. Работает по договору с фирмой
курьером: возит запчасти автомобилей по разным организациям. Получает
деньги. Ему исполнилось 15 лет. Но родители постоянно назидают
его: ты еще недееспособный, несовершеннолетний, а потому
многое сам не можешь сделать в жизни. Картузкину очень хочется

1 См.: Основы правовых знаний. Методическое пособие для учителя. —
М., Вита-Пресс. 2000.

купить машину. Тем более ему ее предлагают. Дед на День рождения
подарил деньги, на которые можно купить компьютер, но родители
против и полагают, что этими деньгами Картузкину распоряжаться
самому закон не позволяет (Эту историю о себе Картузкин заучивает
и сам рассказывает.)». В передаче принимают участие родители Картузкина,
которые задают экспертам разные вопросы, типа:

-
Разве право может вмешиваться в наши личные взаимоотношения
«родители-дети»?
-
Где зафиксированы такие правила?
-
Сам Картузкин задает вопросы: «Я хотел даже жениться тут както.
Можно ли мне это сделать?» Эксперты ищут ответ в Семейном
кодексе и сообщают его.
У слушателей передачи (учеников класса) есть свои подготовленные
вопросы, которые они формулируют на листочках
с правильным ответом на другой стороне. Задания могут быть
следующего содержания:

-
Мой сын Олег всегда покупал хлеб в магазине сам. Ему пять лет.
Он очень самостоятельный. А теперь сказали, что он недееспособный
и не может сам ничего вообще. Так ли это?
-
Мне 12 лет, и я хочу идти работать, чтобы иметь свои деньги. Могу
я это сделать в соответствии с законом?
-
А больной человек (нет двух ног) может быть дееспособным?
-
Танюше дядя предложил красивую куклу за тот дом, что остался
ей в наследство от бабушки.