19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Философы и ораторы говорили,
что в обществе существуют принципы-нормы, которые выражают
разум, мудрость, справедливость природы. Они существуют и действуют
независимо от государства и не уста наливаются им. От рождения
людям дарована свобода на жизнь и отнять ее нельзя.

Что такое право согласно представлениям греков? От чего
зависит право?В чем положительные стороны такого правопонимания
?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 3. Вы оказались в Австрии начала
XX столетия на лекции профессора Венского университета Ханса Кельзена
(1881-1973). Объясняя студентам юридические конструкции, профессор
ясно говорит: «Государство устанавливает правила. Их нужно
беспрекословно выполнять, иначе порядка не будет. Эти правила изложены
в нормативных актах. Мы живем в мире норм, рожденных
государственной властью. Но норм много, и они все не равны между
собой. Их систему можно представить в виде пирамиды. Каждая высшая
норма более сильна в сравнении с низшей. Государство — страж
всех норм и принудительно заставляет всех их соблюдать».

В 30-е годы в Европе назревала война, в марте 1928 г. Германия
осуществила аншлюс Австрии… Людям страшно хотелось порядка
и стабильности. В такие критические времена роль государства резко
возросла. Оно стало рассматриваться как консолидирующий центр,
который может разрешить все проблемы. Его законы и установления
как сильного монстра нужны для подчиненных.

Что понимают под правом представители нормативистской
теории ? От чего зависит право ? В чем положительные стороны
такого понимания права?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 4. Вы во Франции XIX в. Наполеон Бонапарт
ведет беседу со своими министрами. Он говорит: «Порядок
нужен во всем и должен быть везде. Мы завоевываем территории и
устанавливаем свой порядок. Ему должны следовать местные жители.
Запомните: армия баранов, предводительствуемая львом, лучше,
чем армия львов, предводительствуемая бараном». Разгорелся скандал,
и министр юстиции был побит кулаками…»

Сформулируйте понимание права, основываясь на услышанном.
Согласны ли вы с такими взглядами ? В чем их слабые стороны ?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 5. Вы в России 1917 г. Страна оказалась
в сложном экономическом и политическом кризисе. Осенью к власти
пришли большевики. Их лидер В.И. Ленин призывает к слому старых
буржуазных порядков и установлению новых правил — закреплению
в законах пролетарской воли. Рабочий-коммунист выступает на митинге:
«Буржуазия была господствующей и свою волю диктовала населению
страны. Теперь к власти пришел рабочий и крестьянин. Значит,
его воле должны все подчиняться. Вот вам и правила новой жизни,
которые будут охраняться Советской властью. Мы не будем делать
никаких поблажек бывшим богатеям, жандармам или священникам.
Наша воля — закон».

Как понималось право коммунистами ? Какие достоинства и
слабые стороны такого правопонимания можно выделить ?

Показав, что в разные эпохи, у разных народов, государственных
и общественных деятелей, ученых не было единого
понимания права, учитель должен подвести обучаемых к одному
из господствующих определений права в современной юриспруденции:
право — это совокупность норм, правил поведения,
которые вырабатываются в человеческом обществе и закрепляются
силой государства, становясь общеобязательными для выполнения
всеми.

Рассматривая третий вопрос урока, необходимо попросить
ребят пояснить, как взаимосвязаны между собой право и обычай.
В Древней Руси были такие правила: во время судебного
разбирательства дела устраивались так называемые ордалии.
Ответчик (тот, в отношении кого затевалось судебное рассмотрение)
должен был сам доказать свою невиновность. Иногда его
связывали веревками и погружали в воду. Считалось, что вода
способна поглотить только чистого, т. е. невиновного ни в чем
человека. Значит, если человек тонул, то считался невиновным.

Проходя через огонь, он не должен был обжечься и т. п. А иногда
устраивались кулачные бои, и стороны «мерились» своими
силами…

Право связано с корпоративными нормами, т. е. такими
правилами, которые вырабатывают отдельные организации для
своих членов. Пусть ребята подумают, каковы будут последствия
того, что Вася не отдаст взнос и не придет на заседание клуба
«Любители-рыболовы», и того, когда Вася, вопреки закону, будет
ловить рыбу в запрещенном месте, занимаясь браконьерством.

Право связано с моралью, т. е. совокупностью норм и
представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости.