19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Должны основываться на
выработанных в данном обществе
принципах справедливости

В чем общие черты социальных норм? Чем социальные
нормы отличаются друг от друга?

Примерные ответы:

Использовав прием моделирования содержания (того материала,
в котором сами ребята разобрались), целесообразно на
доске начертить следующую схему:

Конкретизируя реальными примерами из жизни сущность
социальных норм, необходимо обратить внимание на то, что
является критерием оценки поведения человека согласно той

или иной норме
вость;
заповеди; прибыль и т. д.).

Какие могут быть последствия нарушения этих норм? Почему
нарушение одних правил влечет за собой мягкое наказание
(ухмылка), а других — жесткое (лишение свободы)? Что значит
разная система ценностей?

Ребятам предлагается разделиться для выполнения следующего
задания на три группы, пояснив ситуацию с позиций:

— религиозных воззрений;
— правовых норм;
— моральных правил.
Данная информация представляется в виде аудио- или видеозаписи:

«Екатерина дружила с парнем. Вскоре она узнала, что он встречается
с другой девушкой, а в компании друзей рассказывает все секреты
и тайны, которые Екатерина доверила любимому. Одному из парней
он обещал показать прилюдно, как Екатерина «гоняется» за ним,
поспорив на деньги, что она выполнит любую его просьбу. В адрес
Кати появилось много ухмылок, насмешек. Однако молодой человек
не предполагал, что девушке обо всем станет известно. Как ни в чем

9 3666 257

ни бывало он, позвонив своей подруге, пригласил ее встретиться. Оказавшись
вне себя от ярости, девушка решила пойти на встречу с единственной
целью: отомстить. Взяв с собой снотворное, она сумела незаметно
подсыпать его в чай. От большой дозы лекарства парень
скончался».

Оценивая произошедший случай, ребята отвечают на дополнительные
вопросы учителя типа: «Можно ли заставить
прощать обиды?»; «В чем заключаются отличительные признаки
правовой нормы?» (Общеобязательность, государственное
принуждение.)

Переходя к заключению о признаках правовой нормы,
учитель задает вопрос ребятам: «Где мы можем прочитать такие
правила поведения? Что это за документы?»

Рассматривая второй вопрос урока о различных аспектах
правопонимания, целесообразно пояснить, что слово «право»
возникло давно. На протяжении многих веков люди спорили
о его происхождении и сущности. Ребятам предлагается отправиться
в путешествие. Условия путешествия таковы: в одну и ту
же эпоху нельзя «путешествовать» всем классом одновременно,
а поэтому придется разбиваться на команды, выбирать себе
командира и, получив пакет заданий у учителя, отправляться
в путь. Время для путешествия у всех одинаково — 6 минут.
Через 6 минут все команды возвращаются обратно и докладывают
результаты своего научного исследования. Учитель на доске
записывает краткое заключение — ответ группы, путешествующей
во времени.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 1. Вы в Древней Вавилонии. Вавилонская
письменность содержит более 300 знаков, имеющих множество
значений. Перед вами надписи на глиняных табличках, камне и металле.
Кто не владеет этим древним языком, вряд ли что сможет понять
и прочитать. Придется использовать ключ к прочтению клинописных
текстов, который удалось разгадать в 1802 г. немецкому
учителю Георгу Фридриху Гротефенду. Что же мы узнали? Оказывается,
вавилоняне поклонялись многим богам. Внутри мира богов существовала
иерархия и каждый бог занимал определенное положение,
считаясь особенно сильным лишь в своей области. «Осветителем земли,
небесным судией, озаряющим тьму сверху и снизу», был Бог Шамаш.
Ночью он проезжал на колеснице по подземному миру, чтобы
свет и пищу получали мертвые. Он судил все дела людей по справедливости
и устанавливал порядок. В XVIII в. до н. э. царь Хаммураппи

на базальтовом столбе (его нашли при раскопках в Иране в 1902 г.)
записал основные правовые нормы, которым должны подчиняться
люди. Эти законы следует исполнять всем, ибо они дарованы Богом,
как и сама государственная власть.

Объясните, как понимали право древние? Почему? На что
опиралось данное понимание права? Сохранились ли подобные взгляды
в современном мире? В чем положительные стороны такого
правопонимания ?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 2. Вы в Древней Греции, где в юридическом
языке не употребляется слово «право». Правопорядок называется
законом. Оказавшись в Афинах на одном из заседаний народного
собрания, вы вдруг узнаете, что его постановления носят характер
законов, которым все должны подчиняться.