19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Во многих случаях источником права считают договор. Это
соглашение между правотворческими субъектами, в результате
которого возникает новая форма права. Все договоры по функционально-
содержательной природе разделяются на индивидуальные
и нормативные (как, например, договор между Россией
и Францией о торговом сотрудничестве). Нормативный договор
всегда рассматривается как источник права. Он устанавливает
правовые нормы, обязательные для многочисленного круга лиц.
Основные признаки нормативного договора заключаются в следующем:


он дополняется, конкретизирует законодательство;

хотя бы одной стороной договора является орган государственной
власти;

он регулирует поведение не только участников договора, но
и других субъектов;

рассчитан на длительность действия;
— должен быть официально опубликован, не может содержать
коммерческую тайну;

нельзя отказаться от исполнения договора в одностороннем
порядке. Здесь не применимы правила форс-мажорного
характера.
В конце урока следует подвести итоги:

«На протяжении многих веков люди пытались дать определение
праву. Сложились многочисленные концепции правопонимания. Современная
юриспруденция в РФ дает такое определение праву. Право
— это система общеобязательных правил поведения, выработанных
в обществе или установленных государственной
властью на основе общих принципов справедливости, санкционируемых
государством, за нарушение которых предусмотрена
юридическая ответственность. Право и закон — это разные понятия.
Увы, в истории они нередко противоречили друг другу
(государство устанавливало неправовые законы).

Право имеет структуру. Его первичной клеточкой выступает нор

ма права, которая, объединяясь с другими, образует институты, от

расли права. Таким образом, право носит системный характер.»

Ребята составляют терминологическую модель всех изученных
на уроке понятий. Она может выглядеть так:

Д/з: § учебника, вопросы и задания к параграфу.

Другой вариант разъяснения данной проблемы может быть
представлен иначе.

УРОК. ЗНАКОМИМСЯ С ПРАВОМ

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ РЕБЯТА ДОЛЖНЫ:

-
иметь общие представления о том, что такое «право» и зачем оно
нам нужно;
-
знать, какую роль играет право в системе социального регулирования
общественных отношений, а также, какие социальные
нормы регулируют наше поведение;

уметь отличать правовую норму от других социальных норм;

давать определения понятиям «социальная норма», «мораль»,
«обычай», «ответственность», «право», «норма права».
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1.
Поведение людей. Чем оно регулируется.
2.
Что рассказывает юриспруденция о праве?
3.
Право в системе различных социальных норм.

Начиная занятие, учителю непременно следует пояснить,
что человеческое общество живет согласно определенным правилам.
Что это за правила? Обычно ребята сами догадываются,
что обществу необходим порядок и организованность. Без таких
правил наступит хаос и конфликты, которые уничтожат самих
же людей. Пусть ребята пофантазируют, представив ситуацию
следующего характера: Иван взял в долг деньги у Игоря, но
отдавать и не собирается. Ведь нет же никаких правил, устанавливающих,
как должны себя вести Иван и Игорь в подобных
случаях. Кто как считает нужным, тот так и ведет себя! Удобна
ли такая свобода людям?

Человеческое общество живет согласно особым правилам,
которые создаются самими же людьми (или, по мнению некоторых,
предписаниями свыше (Богом): религиозные нормы или
правовые нормы в странах Востока). Общаясь с природой,
человек приспосабливает ее к своим потребностям. Правила
наиболее рационального обращения с природой, орудиями труда
называются техническими нормами (правила поведения на
стройке и т. п.). Правила, которые регулируют поведение людей
в обществе, называются социальными нормами.

Пусть ребята сами приведут примеры конкретных социальных
норм, с которыми им приходилось сталкиваться в последние
два дня. Выслушивая ответы друг друга очень внимательно,
все обучаемые класса фиксируют в своей тетради следующее:

Общее Отличие
1. Они созданы людьми
и признаны обществом
1. Создаются по-разному
2. Являются распространенными
и адресованы всем, а не кому-то
в отдельности
2. Санкции за их нарушение
разные
3. Регулируют общественные
отношения
3. Регулируют разные общественные
отношения
4. Должны быть ясными,
известными всем и справедливыми
4.