19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Разработанные
курсы опираются на международное и современное российское
законодательство. Методисты обратили внимание на дифференциацию
правового обучения (ученикам предлагаются задания разных
уровней сложности). Разработана система совместной работы
учеников при организации дискуссий, деятельности в парах, микрогруппах.
Это способствовало развитию интеллектуальных, социальных
и коммуникативных навыков. На основе работы с текстами
школьники могли осуществлять воспроизведение
полученной информации (пересказы, составление плана, выделение
главной мысли), ее анализ (разделение фактов и мнений,
оценка аргументов); сравнение разных точек зрения и выработку
собственной позиции. Широкое развитие получила проектная
работа (самостоятельный сбор информации по правовой проблеме,
написание сочинения, эссе, исследований). Предпочтение
отдавалось ролевым, имитационным, сюжетным играм.

В Перми И. Бочаровым, О. Погониной, Т. Помадовой,
А. Сусловым, А. Цукановым и др. разработаны новые педагогические
технологии правового обучения. Н.П. Чарная показала,
что их особенностью являются личностно-ориентированные
характеристики2. Созданы модели так называемых «организационно-
деятельностных игр» (ОДИ), родоначальником которых является
Г.П. Щедровицкий.

Авторы систематизировали опыт правового обучения, показав,
как следует проводить эвристическую беседу, игру, дискуссию,
рисование, работу с Интернет.

Усилиями тамбовских коллег, в частности И.Г. Дружкиной,
разработана методика активных форм работы по курсу «Ваши
права» для учащихся начальных классов3.

1 Из Пояснительной записки к курсу «Права человека». 6 кл. — М., 2001.

2 См.: Бочаров И. и др. Права человека. Методика преподавания в школе.
9-11 кл. — Пермь. 2000, с. 16.

3 См.: Дружкина И.Г. «Рабочая тетрадь по курсу «Ваши права» для
учащихся начальных классов»; «Методика преподавания права в начальной
школе». — Тамбов. 2001.

С 1991 г. некоторые школы г. Тамбова включились в эксперимент
по изучению правовых курсов. Например, в школе № 8
ученики изучали в 1-ом классе «Азбуку вежливости», во 2-ом
классе— курс «Я, Ты, Мы», а в 3 классе— «Ваши права»1.
Специалисты Тамбова разработали организационно-методические
условия правового образования. К ним были отнесены:
системность и преемственность по годам обучения; единство
словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;
единство урочной и внеурочной работы по правовому обучению;
стимулирование познавательной активности младших
школьников, использование разных форм занятий, видов деятельности,
дидактических средств; постоянный контроль учителя
за достигаемыми результатами в целях корректировки его
дальнейшей работы с учащимися.

Прописана модель обученности школьника начального этапа
правового обучения. По мнению И.Г. Дружкиной, ко времени
перехода из начальной школы в среднюю учащиеся должны:

1. Знать конкретные правила поведения в семье, своем
доме, в школе, на улице, в транспорте, в учреждениях культуры,
в местах отдыха и понимать необходимость их выполнения;
уметь разъяснять эти правила другим детям; выбирать способ
поведения в соответствии с существующими правилами, выполнять
их; ценить общественный порядок и деятельность по
его охране; стремиться быть организованным и дисциплинированным.
2. Иметь представления о правах человека, признаваемых
мировым сообществом; понимать ценность человеческой жизни,
здоровья, свободы и достоинства людей, уважать их права,
негативно относиться к жестокости и насилию, национализму,
нарушению прав личности; стремиться знать свои права и обязанности,
негативно реагировать на унижение, пренебрежение
к себе и другим; знать способы защиты своих прав.
3. Знать о том, какие действия и поступки запрещены
законом, уметь объяснять, почему не следует так действовать;
стремиться не нарушать запретов, быть законопослушным.
4. Иметь представление о Конституции РФ, знать государственные
символы РФ, понимать следующие слова: «закон»,
«конституция», «гражданин», «государство».
1 Дружкина И.Г. Ваши права. Программно-методические материалы
к урокам граждановедения в 3 (4) классе. — Тамбов, 2001.

5. Иметь опыт правомерного дисциплинированного поведения,
соблюдения правил вежливости в обращении со сверстниками
и старшими.
Именно правовое обучение, по мнению И.Г. Дружкиной,
формирует учебные навыки, которые необходимы для успешного
освоения программы любого учебного предмета, а потому в нем
должен быть заинтересован каждый учитель.