19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Закон является
лишь внешним выражением права, его оболочкой, формой, в которую
и заключается содержание.

Однако есть и другая точка зрения: вне закона права нет.
Закон устанавливается государством, а его содержание также
определяется государственной властью. В этой связи право и закон
по своему смыслу совпадают.

Особые дискуссии до сих пор вызывает вопрос о происхождении
права.

3. В процессе изучения темы ребятам разъясняются понятия
«правосознание», «правовая культура», «юридическая ответственность
».
Учитель задает вопрос: «Почему право называют системой?»
(Система — от греч. systema — целое, составленное из частей;
соединение — множество элементов, находящихся в отношениях
и связях друг с другом, образующих целостность.) Пусть ребята
сами догадаются об этом, сравнивая право с любыми другими
нормами в обществе. Но доске вывешивается схема:
норма права институт права подотрасль права отрасль права право

НОРМА ПРАВА — первичная клеточка права. Объединяясь
с другими, она образует институт, подотрасль и отрасль права.

Учеников следует познакомить с основными отраслями
права. Для этого предлагается выполнить такое задание.

Внимательно прочитав сущность и разъяснение основных
отраслей права, представленных в учебнике, ученики должны
указать, нормами каких отраслей права регулируются следующие
ситуации, доказав свой ответ конкретными пояснениями:

1) Предприниматель Федя торговал с рук в неразрешенном для
этого месте — у мэрии города. Сотрудник милиции предупредил его о
том, что такая деятельность здесь не разрешена. Федя громко закричал
нецензурной бранью, поясняя, что в нашей стране по законам можно
торговать всем чем угодно и где угодно. Торговец был оштрафован.
(Административное право. Конфликт возник между сотрудником милиции,
наделенным властными полномочиями, и гражданином.)

2) Вадим угонял автомобили. В некоторых случаях воровал отдельные
детали, механизмы дорогих машин. Совершая очередной
угон, он был задержан сотрудниками милиции. (Уголовное право.
Вадим совершал опасные деяния, запрещенные Уголовным кодексом.)

3) В стране началась предвыборная агитация. Однако местная
администрация г. N попыталась запретить деятельность партии «ф»
(партия ничего не нарушала, не совершала запрещенных законом действий),
мотивируя это тем, что партий и так уже много. (Можно рассматривать
в плоскости конституционного права. Основной закон страны
устанавливает принципы государственного устройства, признавая
многопартийность (ст. 13 Конституции РФ.).)

4) Вася купил в магазине «Норд» холодильник, который оказался
плохим и перестал работать уже на второй день. Вася решил вернуть
товар обратно. (Гражданское право. Речь идет об имущественных
отношениях, договоре купли-продажи.)

5) Директор фирмы вынес благодарность и издал приказ о премировании
работника Иванова. (Трудовое право. Правовые отношения
возникли между работником и работодателем.)

6) Судья вынес постановление о слушании дела при закрытых
дверях в связи с необходимостью неразглашения государственной
тайны. (Процессуальное право. Речь идет о разрешении уголовного
или гражданского дела.)

7) Брачный возраст в России устанавливается в 18 лет, и Олег с Таней,
достигнув этого возраста, подали заявление в ЗАГС. (Семейное
право. Речь идет о порядке заключения брака.)

Обобщая итоги выполнения такого задания, учитель должен
пояснить, что все нормы отраслей права содержатся в источниках
права. Так называют форму права (то, во что облекается
право). На доске желательно начертить схему:

нормативно-правовой юридический

договор

правовой акт обычай прецедент

Ведущим источником права в России является нормативно-
правовой акт.
Ребятам следует показать и разъяснить схему:

Конституция РФ

Федеральные законы

Указы Президента РФ

I Постановления Правительства РФ

Нормативные акты мини

стерств, ведомств, органов ме

стного самоуправления.

Из схем видна иерархическая соподчиненность всех нормативно-
правовых актов. Правовые нормы, заключенные в них,
стоящие на более высокой ступеньке, обладают большей юридической
силой в сравнении с нижестоящими. В цивилизованном
правовом государстве не может быть противоречий между
разными нормативными актами, которые конкретизируют и
развивают положения Основного закона страны.

Ребятам предлагается подумать, как можно преодолеть юридические
коллизии (противоречия) и чем следует руководствоваться,
если:

— положения Указа Президента страны противоречат Конституции
РФ? (Следует руководствоваться Конституцией, она обладает
высшей юридической силой.)

правила, установленные указом мэра города, противоречат недавно
изданному Постановлению Правительства России? (Следует
руководствоваться Постановлением Правительства РФ.)

ПРЕЦЕДЕНТ — это решение суда или должностного лица
по конкретному делу, которое носит нормативный характер.