19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Педагог должен показать
школьникам существование разнообразных подходов
к пониманию права, а чтобы суметь их понять и проанализировать,
ученики знакомятся с первоисточником (извлечениями
из высказываний юристов, общественных деятелей и проч.).
Школьники работают по группам, получив одинаковую установку:
проанализировать текст, ответить на вопросы, разъяснить,
как понимали право в определенную эпоху, сформулировать свое
отношение к понятию. Итак, от воспроизведения информации
школьники переходят к ее творческому осмыслению.

При решении задач, анализе жизненных ситуаций ученики
высказывают свою позицию и аргументируют ее.
Вот модель конкретного урока по теории права для старшеклассников.

УРОК «ЗНАКОМИМСЯ С ПРАВОМ»
Тема: Право

ЦЕЛЬ:

Разъяснить учащимся сущность понятия «право», показать его
важность в жизни общества, сформировать умения анализировать
социальные нормы и определять необходимость их соблюдения.

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

- знать, что представляют собой социальные нормы и каково их
видовое разнообразие;
-
разъяснять сущность права, а также различные его значения;
уметь правильно употреблять понятие «право» в вариативных
контекстах;
- разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая
культура» личности;
-
уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных
отраслей российского права;
-
уметь определить, нормами каких отраслей права регулируется
определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться,
чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений;

— давать определения следующим понятиям: право, источник права,
правовые нормы, отрасли права, система права, юридическая
ответственность.
ПЛАН УРОКА:

1. Что регулирует поведение людей в обществе?
2. Знакомимся с правом. Право и правовая норма.
3. Система права.
1. После того, как учитель записал тему и план урока на
доске, внимание ребят обращается на листы ватмана, которые
следует прикрепить к стене. На них написано:
— «Право существует для пользы человечества».
(Hominum causa ius constitum est.)
— «Право есть искусство добра и справедливости».
(Ins est ars boni et bequi.)
На доске можно вывесить ромашку, на лепестках которой
записаны основные виды социальных норм. Один лепесток
следует выделить по цвету (на нем записаны правовые нормы).

Ребятам предлагается по группам придумать любые жизненные
ситуации, которые бы регулировались конкретными
социальными нормами (обычаем — в автобусе молодой человек
уступил место пожилой даме, соблюдая древний обычай почитания
старших; религиозными нормами — при входе в православный
храм женщина надела косынку на голову; правовыми
— при покупке хлеба в магазине Вася заплатил деньги, .
а продавец отдал ему хлеб и т. д.).

Ученик, выступающий от имени группы, рассказывает ситуацию
и поясняет суть общественных правил, которые ее регулируют.
(Религиозные нормы — правила поведения верующих
людей, связанные с божественными началами; моральные нормы
— правила, основанные на представлениях о добре и зле,
плохом и хорошем; и т. д.)

Эксперт (наиболее подготовленный ученик, с аналитическим
складом ума) выслушивает выступления групп и заполняет
таблицу на доске.

Общие признаки социальных норм Отличия норм
1. Социальные нормы регулируют отношения
между людьми.
1. Регулируют разные сферы общественной
жизни.
2. Распространяются на типичные, многократно
повторяющиеся ситуации.
2. В них предусмотрены разные санкции
за нарушения.
3. Как правило, не персонифицированы,
т. е. рассчитаны сразу на многих людей.
3. Они по-разному создаются.
4. Имеют определенную форму (сначала
формируются в словах, позже записываются).
5. Имеют санкцию.

В конце изучения первого вопроса делаем вывод: человек,
в отличие от животных, научился регулировать свое поведение.
Он создал специальные общественные нормы-регуляторы, которые
позволили установить в обществе стабильные отношения.
Еще в древности люди поняли, что борьба уничтожит их, а
потому надо было продумать правила, определяющие взаимоотношения
между людьми.

При рассмотрении первого вопроса ребятам могут быть
предложены ситуации для анализа. Пусть ученики подумают
над следующими вопросами:

— Как бы они поступили в этой ситуации?
— Каковы последствия нарушений предписываемых правил?
— Чем они различаются?
Задание 1.

Игорь воспитывался в очень бедной семье.