19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




При изучении теоретических правовых тем необходимо
обратить внимание на формирование умений и навыков школьников.
В методической литературе нет однозначного подхода к определению
этих понятий. Вот одна из существующих точек

зрения. Если школьник научился осуществлять определенный
прием учебной деятельности (например работать с нормативноправовым
актом), то можно говорить о том, что у него сформированы
умения. Но умение, которое доведено до автоматизма,
свидетельствует о навыке ученика.

Напомним, что в науке выделяют общие учебные умения:

— речевые. В процессе обучения теории права необходимо
обратить внимание на формирование таких умений школьников:
отвечать на вопросы, пересказывать юридическое содержание
проблемы, конфликтную ситуацию, требующую правового
вмешательства, критически анализировать выступление других
обучаемых. Речевые умения могут быть устными и письменными.
Последние тоже важны для обучающихся праву. На учебных
занятиях они составляют необходимые документы (заявления,
иски, жалобы и проч.);
— организационные. Школьник должен уметь правильно
распределить свой день, выполняя самостоятельные домашние
задания, планировать ту или иную форму деятельности и проч.;
— информационные. Ученик в процессе обучения праву приобретает
умения работать с учебником, правовыми текстами,
хрестоматией, юридическими документами, справочниками;
— интеллектуальные. К ним относят умения решать задачи,
воспринимать и воспроизводить правовой материал, осуществлять
самоконтроль.
Методика формирования умений при обучении праву может
основываться на уже хорошо известной в обучении методике,
суть которой прописывается в 4 этапах:

1. Формирование ориентировочной основы умения. Учитель
раскрывает суть мыслительной операции, составляет памятку
выполнения этой операции.
2. Ученики приступают к самостоятельному выполнению
задания и применяют впервые показанную им операцию.
3. Выполняются тренировочные задания, чтобы прочно
закрепить и углубить знания, навыки обучаемых.
4. Применяют умение по типу все более отдаленного
переноса1.
См.: Несмелова М.Л. Методика дифференцированного обучения учащихся
VI класса на уроках истории: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд.
пед. наук. — М, 1998

Поясним это на основе формирования умений давать юридическую
консультацию конфликтующим сторонам правовой
ситуации и решать правовую задачу.

Во-первых, обучаемым следует показать последовательность
действий, составляющих конкретный прием, необходимый для
решения задачи. При решении правовой задачи по теории права
и конституционному праву можно воспользоваться следующей
памяткой:

1. Внимательно прочти условие задачи полностью.
2. Определи область права, которая регулирует предложенную ситуацию.
3. Выдели возникшее правоотношение, его составляющие элементы.
• 4. Определи правовые нормы, которые устанавливают правомерные
модели поведения субъектов права.
5. При необходимости найти правовые нормы в нормативно-правовых
актах прочитай соответствующий раздел учебника по теме.
Определи, кто из участников правового отношения нарушил норму
права, что необходимо сделать, чтобы защитить права, и т. д.
7. Сделай вывод.
Во-вторых, учитель права предлагает школьникам решить
другую задачу по образцу, при этом он руководит этой работой.

В-третьих, запомнив прием, школьники начинают его применять
самостоятельно при решении других задач. Многократно
повторяя одни и те же этапы своей деятельности, школьники
усваивают их и начинают использовать в нестандартных ситуациях,
при изучении нового материала.

Однако, если школьник просто усвоил способ действия,
прием, этого мало для формирования умений. Необходимо,
чтобы ученик был инициативным, находил новые варианты
решения задач, осуществлял перенос умения.

Рассмотрим примеры модельных уроков по темам теоретического
характера и вопросам изучения конституционного
права. При этом обратим внимание начинающего учителя на
следующее. При подготовке к уроку необходимо определить
цель, соотнести ее с прогнозируемым результатом (это лучше
прописать в разделе «Что должен знать, уметь школьник после
изучения темы»). Обязательно составляем план урока, выделяем
основные понятия, которые необходимо усвоить.

Учителю необходимо разнообразить урок различными формами
деятельности. Например, в ниже приведенном уроке используется
прием «путешествия во времени».