19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




ПОМНИТЕ:
Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором
человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка — одно ключевое слово, определяющее содержание
синквейна.

Вторая строка —два прилагательных, характеризующих данное
понятие.

Третья строка — три глагола, показывающие действие понятия.

Четвертая строка — короткое предложение, в котором автор
высказывает свое отношение.

Пятая строка — одно слово, обычно существительное, через которое
человек выражает свои чувства, ассоциации, связанное с данным
понятием1.

Для современной системы правового обучения характерна
альтернативность и вариативность использования тех или иных
методик обучения.

Вопросы и задания

1.
Поясните смысл инноваций в обучении праву. О каких инновациях
вам известно?
2.
С помощью дополнительной литературы выясните, что представляют
собой интерактивные формы обучения. Расскажите о некоторых
технологиях групповой работы на уроках права.
3.
Определите значение игр в правовом обучении. Разработайте
сценарий игры по определенной проблеме.
4.
Напишите реферат, исследование о новых методиках обучения
праву. Для этого проанализируйте материал раздела, приложений,
а также практику работы конкретной школы.
5.
Согласны ли вы с утверждением: «Традиционное обучение устарело,
в современной школе могут использоваться только новые
подходы.» Ответ аргументируйте.
6. Проведите дискуссию по любой проблеме раздела.
См.: Мой выбор. Рабочая тетрадь для учеников средней школы. — М., 2000.

Раздел 6. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ ТЕМ

Особенности учебных занятий по теории
права и конституционному праву

Изучение теоретических аспектов права и вопросов конституционного
права предусмотрено государственным стандартом
знания для обучаемых системы общего образования. Знания
данных областей права являются тем фундаментом, на базе
которого выстраивается вся система других правовых знаний1.

Изучение теоретического материала на уроках права имеет
некоторые особенности. Несмотря на то, что многие специалисты
считают, что в учебный курс по праву необходимо как
можно больше включать практического материала, изучение
теории права необходимо.

Можно сформулировать некоторые правила изучения теории
права в школе:

1. Знакомство с абстрактными, обобщенными дефинициями
должно сопровождаться конкретными примерами с опорой
на социальный опыт ученика.
Ученики старших классов школы должны знать, что такое право, источники
права, система права, ответственность, закон, Конституция и т. д.

2. Не стоит заучивать сложные юридические конструкции,
необходимо добиться их понимания.
3. Следует использовать возможности межпредметных связей.
Важным методом изучения теории права в юриспруденции
является сравнительно-юридический метод. С его помощью
можно сопоставлять различные нормы права, правовые системы
страны и проч. В области методики обучения праву используется
прием сравнения. Учитель права может предлагать школьникам,
используя прием сравнения, выстраивать различные
таблицы, схемы и проч. Предположим, школьники при изучении
темы «Правоотношения» сравнивают различные их виды и
выясняют их общие и отличительные черты.

В процессе изучения теории права используется проблемное
изложение. Однако оно вполне преемлимо и при рассмотрении норм
отраслевого законодательства. Как реализовать это на уроке права?

Учитель может поставить перед учениками определенный
вопрос, на который они пока не смогут дать ответ. Возникает
необходимость что-то изучить, познать, над чем-то поразмышлять.
Так побуждается познавательная активность ребенка, который
ищет путь разрешения противоречия. Школьникам можно
представить противоположные взгляды на определенную
ситуацию и попросить их предложить свой вариант решения.
Проблема должна быть интересна школьникам, ее решение
посильно и не слишком трудно для данного контингента учеников.
В противном случае возникнет отторжение школьников от
изучаемой проблемы.

Когда не рекомендуется применять проблемный метод обучения
праву ?

1. Если тема урока очень сложная.
2. Если у школьников слишком слабая подготовка и знаний
не достаточно для решения проблемы.
3. Если на уроке мало времени, возникает потребность
изучить большой блок правовой информации.
4. Если не достигнуто взаимопонимание учителя и учеников,
в классе наблюдается слабая дисциплина, школьники не
выполняют требований педагога.