19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Если школьники не пользовались рабочими тетрадями,
необходимо пояснить, как работать с ними. Обращаем внимаСм.:
Практикум по курсу «Основы правовых знаний». — М., Вита-Пресс.
2000.

ние на ведущие понятия, которые включены в рабочую тетрадь.
Их значение школьники должны знать.

2. Записи в тетрадях следует делать аккуратно, кратко,
самостоятельно.
3. Оценивать деятельность школьника можно путем проверки
выполнения заданий в тетради. Если школьник не справляется
с каким-то заданием, следует предложить ему выполнить
задание более простое, а затем, пояснив невыполненное задание,
указать, что необходимо прочитать, выучить для его выполнения.
В настоящее время появились учебные материалы, выстроенные
в виде миниучебника и рабочей тетради. Школьник
знакомится не со всеми темами правового курса, а лишь с некоторыми
из них. Учителю при использовании таких материалов
необходимо организовать деятельность школьников в группах,
объяснить то задание, которое представлено в тексте книги,
предложить самостоятельно прочитать и объяснить блок необходимой
правовой ситуации.

Например, ученикам предлагается познакомиться с темой
«Преступление и наказание». Обратите внимание на то, как
автор чередует правовой материал и методический аппарат (вопросы,
задания и проч.):

Тема: ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ1

В ходе урока вы сможете узнать о таких понятиях, как преступление,
умысел, уголовная ответственность, наказание и др.; научитесь
работать в группе, выражать свои собственные мнения, вести дискуссию,
но главное, вы попытаетесь сформировать свое собственное чувство
ответственности за принятое решение.

ПОНЯТИЕ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

преступление

умысел

соучастие в преступлении

уголовная ответственность

возраст, с которого наступает уголовная ответственность

кража

грабеж

См.: Мой выбор. Рабочая тетрадь для учеников средней школы. — М.,
2000.

умышленное причинение вреда здоровью
наказание
смягчающие обстоятельства

ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ?

Почему люди совершают преступления? Попытайтесь записать
три причины, по которым это происходит.

1.
2.
3.
ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ:

Как вы думаете, одинаковы ли мотивы преступлений, совершаемых
взрослыми и несовершеннолетними?

РЕШИТЕ ПРОБЛЕМУ:
Прочитайте первую часть истории.

Сергей и Алеша учатся в девятом классе. Они подружились с тех
пор, когда Сергей впервые в шестом классе появился в их школе. Мальчики
живут недалеко друг от друга. У них много общих интересов. Последнее
время они одержимы идеей купить скейтборды. Но они стоят
очень дорого. Однако все друзья уже имеют их.

Один знакомый парень с соседней улицы, который старше их на
четыре года, предложил ребятам купить у него доски, каждую за половину
цены. Мальчики обрадовались, считая, что им выпал счастливый
случай. И они решили, что постараются любой ценой найти необходимую
сумму денег.

Подумайте, почему эти скейтборды могут стоить дешево?

Вспомните, случались ли в вашей жизни подобные ситуации?
Приведите доказательства, заставляющие вас принять решения «за»
или «против» данной покупки. Запишите их в соответствующие колонки
таблицы.

За Против

1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.
Если ребята купят у знакомого парня ворованные скейтборды,
может ли это быть расценено как соучастие в преступлении?

Попытайтесь ответить на вопрос после изучения следующей ин

формации:

ПРЕСТУПЛЕНИЕ — это предусмотренное законом общественно
опасное деяние (действие или бездействие).
Преступления бывают умышленными или совершенными по неосторожности.

Прежде чем признать человека виновным в совершении преступления,
необходимо выяснить, имел он или нетумысел его совершить. Умышленные
действия отличаются от неосторожных тем, что в первом случае
виновный понимает незаконность совершаемых им действий, предвидит
их общественно опасные последствия и желает или сознательно допускает
их наступление. В случае совершения преступления по неосторожности
виновное лицо может либо предвидеть возможность наступления
общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но
легкомысленно рассчитывает на избежание их, либо виновный не предвидит
такой возможности, хотя должен был бы и мог бы их предвидеть.

Закон приветствует добровольный отказ от совершения преступления,
но усиливает наказание за соучастие (групповые преступления).
Соучастием в преступлении признается совместное участие двух или
более лиц в совершении умышленного, преступления.