19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Следовательно, процесс исследования должен начинаться
с тщательного изучения и прояснения всех фактов. Учащимся должны
быть заданы следующие вопросы:

— Что произошло в данном случае?
— Кто его участники?
— Какие факты важны, а какие — нет?
— Упущена ли какая-то важная для дела информация?
— Почему участники поступили именно таким образом?
См.: Живое право. Занимательная энциклопедия практического права.
— СПб., 2000. Данная методика разработана в С.-Петербурге авторами
проекта «Живое право».
См. там же.

3. Формулировка вопроса.
Учащиеся должны указать и обсудить суть и проблемы представленного
дела. Предметом правового спора является вопрос о норме
права, на которой основывается решение по делу. Спорное правоотношение
должно быть проанализировано. Учащиеся учатся рассматривать
общественное мнение, конфликт ценностей и жизненные реалии.
Например, практический вопрос относительно абортов мог бы
включать в себя следующие аспекты:

Юридические: Законно ли преждевременное прерывание беременности?
Если да, то на каких условиях?
Общественные: Должны ли аборты быть законными? Почему «да»
и почему «нет»?

Конфликт ценностей: Что имеет более важное значение: право
любой женщины на свою личную жизнь или право еще не родившегося
ребенка на жизнь? Почему?

Практические: Какие варианты выбора у того, кто столкнулся с
проблемой нежелательной беременности? Куда можно обратиться за
помощью или советом в такой ситуации?

4. Обсуждение доводов.
После того как учащиеся выделили спорные проблемы, они должны
вырабатывать и обсуждать те доводы, которые могли бы быть
«за» и «против» и которые отражали бы весь спектр взглядов. В процессе
обсуждения учащиеся могут рассматривать такие вопросы, как:

-
Каковы доводы «за» или «против» каждой точки зрения?
-
Какие доводы наиболее убедительны? Наименее убедительны?
Почему?
-
Какими могут быть последствия каждого способа разрешения
проблемы? Для участников процесса? Для общества?
- Есть ли другие альтернативы?
В процессе обсуждения очень важно поддерживать атмосферу
доверия и открытости. Учащиеся должны знать, что, какими бы ни
были их идеи и мнения, они будут приняты и внимательно выслушаны
независимо оттого, насколько противоречив или болезненен предмет
обсуждения.

Например, ряд учащихся отметил на шкале мнений по уголовному
праву, что они полностью согласны с положением, что «преступников
надо реабилитировать, а не наказывать». После этой шкалы
можно провести изучение случая об уголовнике-рецидивисте. Можно
спросить, как считают эти учащиеся, должен ли этот преступник быть
наказан или реабилитирован.

5. Принятие решения.
Решение — это ответ на вопрос или вопросы, содержащиеся
в казусе.

Когда учащимся дается готовое решение, например, в судебном
деле, они должны его оценить и определить, согласны они с этим решением
или нет? Что это решение будет означать для сторон, участвующих
в деле, для общества в целом?

Во многих других случаях готового решения не дается и учащиеся
должны вынести свое собственное решение по этому делу. Например,
они должны сказать, какое решение и почему они вынесли бы по
данному судебному делу. После того как ученики пришли к своим собственным
заключениям, преподаватель может сказать им, какое решение
было действительно принято в данном случае. Таким образом,
учащиеся смогут сравнить свои решения с реальным решением суда.

В практике преподавания права популярно ранжирование1.

Таким понятием специалисты называют подход к анализу и
обсуждению взглядов учащихся. Ученики должны сделать выбор
между противостоящими альтернативами. Например, они
могут проранжировать правонарушения от наиболее серьезного
до наименее серьезного. В отличие от предыдущего метода ранжирование
показывает результат пространственно.

В связи с этим возможен вариант такого упражнения — попросить
учащихся провести линию в классе вдоль стены. Два конца линии
будут связаны с крайними точками зрения. Ученики занимают
место на линии в соответствии со своей позицией. Тот, кто занимает
двоякую позицию, встает в центре. Можно попросить выразить свое
отношение к допустимости использования пыток или других видов
физического воздействия на преступников. Один конец линии будет
представлять полное одобрение смертной казни, другой — отрицание
ее необходимости. Учащимся дают возможность обосновать их местоположение.
Необходимо выслушать тех, кто не согласен с ними.