19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Проведены
семинары по обучению учителей новым подходам в области
методики преподавания права. В Казахстане, Киргизии и странах
ближнего зарубежья появились школы, успешно работающие
по этой системе. Правовое обучение стало осуществляться в С.-Петербурге
с 1-го по 11-е классы. Его цель: заложить основы правовой
культуры учащихся, способствовать становлению личности,
обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей
права и свободы человека, готовой к их защите2.

Несомненно, большой вклад в развитие правового образования
России внесла деятельность Проекта Российского Фонда Правовых
Реформ «Правовое образование в школе» в конце 90-х гг.
XX в. — начале XXI в. В 1997-99-х гг. разработан и оснащен соответствующими
пособиями комплексный правовой курс «Основы
правовых знаний» для 7, 8—9, 10—11 кл. С 2001 г. создаются учебники,
разрабатываются технологии обучения детей 5—6-х кл., начальной
школы. Усилиями известных авторов: В.В. Спасской,
СИ. Володиной, А.М. Полиевктовой, В.В. Навродной, Т.В. Кашаниной,

Суворовой, Е.А. Певцовой и др. — разработаны новые
системы интерактивного обучения праву, подготовлены рекомендации
учителям для проведения правовых уроков, транслированы
в российскую действительность интересные зарубежные методики,
в том числе технология критического мышления. Впервые
в России создана федеральная система подготовки и переподготовки
учителей права, подготовлены аудио- и видеоматериалы по праву.
В рамках Проекта «Правовое образование в школе» впервые
создана оптимальная система грамотного правового образования,
где оказались взаимосвязанными юридическое содержание новых

Санкт-Петербургская модель «Система этико-правового образования»
регионам России. — СПб., 1999.
Там же.

курсов и их методическое обеспечение. Эксперимент по обучению
праву осуществлялся на территории всей страны. Можно сказать,
что это был первый и самый удачный вариант моделирования
правового образования в современной стране, который имел хорошую
научную базу и поддержку практиков.

В рамках этой концепции обучения праву проводились многочисленные
семинары в самых разных регионах страны, международные
конференции и встречи, а также всероссийские олимпиады.
Созданы уникальные книги по вопросам методического
мастерства учителей права, повышения их квалификации. Разработаны
методики нетрадиционного характера, система обучения
тьютеров в регионах, которые стали разъяснять новые технологии
преподавания права своим коллегам1. Большую роль в этом сыграла
деятельность В.В. Спасской, СИ. Володиной и др.

С 1996 г. развернута Программа «Потребительское образование
», спонсором которой выступил американский предприниматель
и общественный деятель Джорж Сорос. П. Крючковой,
Е. Кузнецовой, Ю. Комиссаровой, А. Овсянниковой,
Д. Сорк, А. Фонтановой разработана система методических приемов
и средств обучения правовым аспектам потребительских
отношений2.

Большая работа в области создания нетрадиционной методики
обучения праву осуществлена Молодежным Центром прав
человека и правовой культуры Российского правозащитного движения.
В.В. Луховицкий, С.А. Дьячкова, Н.М. Клейменова, А.А. Луховицкая,
И.В. Мукосей, О.Г. Погонина, Е.Л. Русакова, О.В. Трифонова
стали авторами многих книг по методике обучения праву3.
Они пытались отойти от монологичного принципа подачи материала,
решив познакомить школьников с различными точками
зрения на изучаемые проблемы, сопоставить отличающиеся друг
от друга мнения и факты. Специалисты доказывали, что ученик
должен сам вырабатывать свою позицию по различным вопросам,
касающимся прав человека. Разработана новая методика работы
с текстами различных видов. К ним были отнесены: юридические
документы; басни, притчи, анекдоты, афоризмы; публицистика;

1 См.: Теоретические и методические проблемы преподавания права в
школе. Методические рекомендации учителям права. М.: Вита-Пресс, 2002.

2 См.: Крючкова П. и др. Основы потребительских знаний. Методические
рекомендации. М.: Открытое общество. 1997.

3 Права человека. Книга для чтения. — М.: Молодежный центр прав
человека и правовой культуры. 2000.

художественная проза (мировая и русская классика, фантастика,
сказки), классическая и современная поэзия, авторская песня.
Содержание правового материала представлено в книгах не по
хронологическому принципу, отражающему историю возникновения
и развития идей прав человека, а по тематическому: создана
нетрадиционная система работы с текстами-«общениями», текстами-
«провокациями», текстами-«мостиками»’.