19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




«Право есть искусство добра и справедливости, оно создано
для пользы человечества», — заметили наши предки, подчеркнув
тем самым глубокую функциональную значимость изучения
юридических правил поведения, призванных обеспечить стабильное
и счастливое общество. Не случайно потребность в более
глубоком изучении его таинств не ослабевала в различные
эпохи, приобретая то одни, то другие особенности. Общеизвестно,
что именно в праве аккумулированы многие достижения
человеческой культуры, которые каждое поколение людей путем
трансляционной функции передает своим потомкам, пытаясь
защитить их, предотвратить бедствия и несчастья.

Социологические прогнозы о лидерстве правовых знаний и
юридических наук на рубеже столетий оказались пророческими.
Их восхождение на олимп началось в нашей стране в 90-е
годы XX в., и теперь формирование конкурентоспособной личности,
адекватно ориентирующейся в современном мире, невозможно
без изучения комплекса правовых знаний.

Рейтинговые исследования последних лет показывают популярность
юридической профессии в мире, которая, однако,
не всегда соответствует прямым интересам и желаниям личности,
стремящейся проверить свои способности в различных сферах
деятельности, где непременно пригодятся правовые знания.

Обучение и воспитание относятся к древнейшему виду
культурной деятельности людей. Приобретая определенный комплекс
знаний и умений, человек всегда стремился передать их
другим. А вот то, каким способом это осуществлялось и как это
лучше сделать в современном мире, всегда вызывало пристальное
внимание ученых, пытавшихся разобраться в существующих
методах и подходах в области правового обучения.

Данная книга посвящена теоретическим и методическим
особенностям обучения праву и адресована студентам, преподавателям,
призванным обеспечить трансляцию сложных юридических
конструкций и научных концепций обучаемым.

В учебнике систематизирован опыт правового образования,
накопленный на протяжении многих лет учителями—практиками
в различных регионах России. Знакомство с разнообразными
авторскими методиками, которые порой очень не
похожи друг на друга, позволило, однако, выявить общие науч

ные закономерности правового обучения, которые следует учитывать
в своей работе педагогу, особенно начинающему.

В книге представлены некоторые поурочные разработки,
которые помогут разобраться в механизме применения тех или
иных методик на практике.

Учебник состоит из нескольких разделов, структурированных
в отдельные параграфы. В них отражены основные дидактические
единицы Государственного стандарта знаний, адресованного
студентам высших учебных заведений РФ, обучающихся
по специальности 03.27.00-Юриспруденция, получающих квалификацию
«Учитель права».

В Приложении представлен дополнительный материал, который
может быть использован как студентами, молодыми специалистами,
так и опытными профессионалами-практиками
при работе с детьми в системе общего образования. Книга
содержит различные рисунки, таблицы, схемы и другой наглядный
материал, который позволит активизировать процесс правового
обучения и воспитания граждан нашей страны.

У наших предков был замечательный афоризм: «Обучая,
мы учимся сами». Действительно, сколько бы рекомендаций не
давали нам специалисты-ученые, практика создает неисчислимое
количество новых, интересных вариантов преподавания,
изучения того или иного материала. Мы многому учимся у наших
детей, творчески и наивно воспринимающих сложные и,
казалось бы, неразрешимые для взрослых проблемы. В этой
книге автор не пыталась сделать «открытия», оспорить отдельные
понятия — хотелось всего лишь обобщить маленькую крупицу
того опыта, который накопили за многолетнюю практику
наши педагоги и юристы. И пусть такая книга послужит ориентиром
для новых открытий на пути правового образования
в Российской Федерации.

Автор

Раздел 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА

1.1. Предмет, задачи, основные функции
методики обучения праву

Среди множества наук, существующих в нашем обществе,
особую роль играют науки педагогические, определяющие гуманную
миссию человечества — передать своим потомкам весь
тот багаж знаний, который позволит им творить, изменять
окружающий мир, жить в мире и согласии. Воспитывая и обучая
тех, кому принадлежит будущее, наши предки пыталась
отыскать многочисленные закономерности того, как это сделать
лучше.