19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Все это придает расследованию характер борьбы, принимающей иногда очень острые формы. Необходимость преодоления опасных ситуаций, устранения препятствий, которые специально создаются на пути следователя, вызывает у него различные эмоциональные реакции, требует постоянных волевых напряжений и активной умственной деятельности3.
Среди характерологических качеств следователя первостепенную значимость имеют интеллектуальные, волевые и коммуникативные качества.
Одна из задач следователя заключается в трезвой оценке создавшейся конфликтной ситуации, чему может способствовать ее системный анализ. Следователь должен учитывать противодействие, цель которого — помешать объ-
1 Васильев В.Л. Юридическая психология. — М., 1991. — С. 331; Селиванов Н. Этико-так-тические вопросы расследования // Вопросы борьбы с преступностью. — М., 1983. -Вып. 38. С. 55-56.
2 Селиванов Н. Критерии допустимости применения тактических приемов при расследо-вании//Законность. — 1994. № 3 — С. 26-28.
3 Чуфаровский Ю. Юридическая психология. — М., 1995. — С. 152-153; Он же. Юридическая психология. — М., 1997. — С. 205-206.
ективному расследованию. Выбирая определенный путь, следователь должен иметь обоснование того, что стратегия его поведения является в данной ситуации лучшей, стремится подкрепить свой выбор, обосновать его количественными данными.
Следует отметить, что для следствия характерна не только борьба. Еще в большей степени для настоящего следователя характерно тонкое психологическое воздействие на личность допрашиваемого с тем, чтобы изменить состояние и даже направленность этой личности с целью раскрытия преступления и предупреждения преступности.
В литературе указано на допустимость тактических приемов с использованием «психологического реагента», роль которого могут играть предмет, человек, факт, явление, сообщение. Суть приема заключается в том, что подозреваемому предъявляется реагент, то есть потенциальный психологический раздражитель в условиях, исключающих какие-либо ложные утверждения. При этом для невиновного он безразличен, тогда как в сознании виновного ассоциируется с преступлением и вызывает соответствующую психологическую реакцию, нередко проявляемую вовне1.
Поскольку следователь почти никогда не располагает всеми сведениями в начале расследования, ему приходится принимать решения в условиях, характеризующихся той или иной степенью неопределенности. Следователь работает в ситуации острого недостатка информации. Отсюда высокая эмоциональная напряженность его труда, а также закономерность эвристических методов в разработке гипотез и принятии решений и, следовательно, умение использовать такое творческое качество, как интуиция.
Мысль следователя в процессе работы должна не только отражать и направлять его собственные действия, но и постоянно соотноситься с интеллектуальной деятельностью всех участников дела и причастных к делу лиц. Он обязан думать за себя и за других, понимать ход психических процессов, предвидеть решения и поступки участвующих в деле лиц и направлять их и с учетом этого корректировать свое собственное поведение. В этом взаимодействии сходятся представители различных интересов, далеко не всегда совпадающих, а иногда и вовсе противоположных: следователь и подследственный, допрашивающий и допрашиваемый и т.д. Несовпадение, противоречие и столкновение человеческих интересов в процессе расследования и обусловливает необходимость следственной тактики, которая с психологической стороны в значительной части представляет собой борьбу психологических элементов: интеллекта, воли, характера, нравственных принципов следователя и участвующих в деле лиц.
Следователю приходится получать информацию от людей самых различных специальностей, которые часто используют такие понятия, формулировки для характеристики процессов, состояний, свойств, которые понятны только с учетом знаний по их специальности. Необходимо проверить правильность восприятия тех или иных понятий выяснением их сущности, изменение словесных формулировок графическим или иным моделированием, раскрывающим это понятие. Только в этом случае следователь не допустит ошибки в своих собственных представлениях, в фиксации изложения фактов и сообщений. Особенности познавательной деятельности следователя постепенно формируют у него и специфический, профессиональный склад мышления2.
1 Селиванов Н. Этико-тактические вопросы расследования. С. 55.
2 Дулов А.В. Судебная психология. — Минск, 1975. — С. 259.
Особенностью практического мышления следователя являются тонкая наблюдательность, способность постоянно концентрировать внимание на отдельных деталях интересующего события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входит полностью в теоретическое обобщение, умение всегда быстро переходить от размышления к действию! Познавательно-поисковые и эвристические качества следователя — это его базовые качества.