19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Указ. соч. С. 199-205.
§ 2. Психологическая структура
оперативно-розыскной
и следственной деятельности
ет оперативный сотрудник и следователь, чем шире их познания в криминалистике, тем большее количество версий они могут выдвинуть в процессе установления истины, тем больше версий они могут проверить мысленно.
Особенность познавательной деятельности сотрудника и следователя заключается в том, что в ходе познания они не только сами решают возникшие мыслительные задачи, но и имеют возможность решение ряда мыслительных задач, связанных с восстанавливаемой моделью события, поручать другим лицам: а) обладающим специальными познаниями; б) очевидцам прошедших событий.
В первом случае на них возлагается решение задач, связанных с необходимостью применения специальных знаний. Во втором случае мыслительные задачи связаны с анализом и синтезом наблюдавшихся ранее фактов и явлений.
Познание события прошлого — совершенного преступления осуществляется путем построения мыслительной модели на основании собираемой, оцениваемой, систематизированной информации, постоянно дополняемой в ходе оперативно-розыскной деятельности и следствия по делу. Причем не только воссоздается статическая модель определенного объекта, но познается механизм действия, поведения. Это предопределяет необходимость постоянного мыслительного движения за определенным объектом. «Чтобы воспроизвести в мышлении объективный ход событий, нужно двигаться по пути движения предметов, вскрывать источник их развития, отражать на языке понятий в необходимой последовательности стадии их изменения»1.
Познание события прошлого всегда основывается на фактах настоящего. В связи с этим возникает необходимость построения мысленных моделей взаимосвязей фактов, явлений настоящего с прошедшим событием. Здесь обязательно реализуется процесс мысленной обработки получаемой информации, суждения о связях, фактах, возможных путях развития события, выдвижения и проверки различных версий. I
Познание включает в себя и практическую деятельность, направленную на проверку, оценку познаваемых фактов и явлений. В процессе этой деятельности широко применяются эксперименты с объектами, выявленными в процессе познавательной деятельности.
Очень важные особенности имеются и в процессе отбора информации. Весь объем поступающей к оперативному сотруднику и следователю информации в значительной степени превышает информацию, действительно необходимую ему для установления истины по делу, по тем или иным отдельным фактам. Значимость той или иной информации может проявляться не сразу, а только в процессе последующего сопоставления, анализа, синтеза с другими фактами и обстоятельствами дела. Это приводит к тому, что действительный объем информации, который закрепляется процессуально в материалах дела, почти всегда больше той, которая непосредственно имеет отношение к расследуемому событию, преступлению. Избыточность информации, закрепленной процессуально в материалах дела, является особенностью и непременным следствием специфичности процесса познания истины как оперативным сотрудником так и следователем. Эта избыточность информации находится в прямой зависимости от степени ясности события в первоначальный момент Расследования: чем больше выдвигается и проверяется версий в процессе дознания и следствия, тем больше избыточной информации процессуально зацепляется в материалах уголовного дела2.
1 Мальцев В.И. Очерки диалектической логики. — М., 1974. — С. 45.
2 Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. С. 35.
Своеобразная избыточность информации диалектически сочетается с постоянным недостатком имеющейся информации для решения возникающих мыслительных задач, для построения необходимых моделей происшедших событий. Необходимость решения этих задач определяет в свою очередь постоянный поиск все новой и новой информации. Познавательная деятельность оперработника и следователя все время проходит в отборе информации из всего объема существующей, в поисках новой, необходимой информации.
Необходимую для построения модели прошедшего события информацию, как правило, можно получить двумя путями: 1) непосредственным чувственным восприятием фактов объективной действительности (осмотр помещения, предмета, документа и т. д.); 2) получением сообщений о фактах путем восприятия речи (устной, письменной) других лиц, когда нет возможности лично наблюдать, воспринимать уже прошедшие события.
Познавательная деятельность как оперативного сотрудника так и следователя теснейшим образом связана с его удостоверительной деятельностью, с необходимостью процессуально закреплять все устанавливаемые ими факты и явления.