19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Г. Пономарева. — М., 1997.
2 См.: Чуфаровский Ю.В. Опрос как метод получения информации в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов // Юрист. — № 1. — 1999. — С. 22-24.
Опрос, в зависимости от ситуации, лучше начинать со свободного рассказа о том, что опрашиваемому известно об исследуемом событии, либо с постановки понятных конкретных вопросов. Без нужды не рекомендуется перебивать опрашиваемого. Однако, при необходимости можно предложить опрашиваемому не отвлекаться от обстоятельств события, а более подробно осветить те или иные из них. Только после этого можно задавать конкретизирующие вопросы по существу правонарушения.
Следует отметить, что опрос лучше проводить с глазу на глаз без посторонних лиц, кроме случаев, когда присутствие других лиц необходимо.
Ведя опрос активно, оперативный сотрудник должен быть объективным и тактичным, не допускать вспыльчивости, раздражительности, оскорбительных выражений и повышенного тона. Поведение оперативного сотрудника должно быть спокойным, речь его — простой, понятной и краткой. Не рекомендуется проявлять негодование, скептицизм и панибратство.
Приемы опроса не должны противоречить закону и нормам морали. Недопустимы приемы опроса, которые основаны на обмане, связаны с угрозой и шантажом, сопряжены с физическим и психическим насилием, унижением достоинства личности, связанные с понуждением ко лжи, к аморальным поступкам, а также на использовании низменных побуждений, религиозных чувств, предрассудков и невежества. Недопустимы наводящие вопросы и вопросы-уловки.
Чтобы собрать интересующую оперативного сотрудника информацию по правонарушению в полном объеме, необходима максимальная конкретизация и детализация полученных у опрашиваемого лица сведений. Достаточно полезно иллюстрировать то, о чем рассказывает опрашиваемый зарисовками вещей и различных предметов, масштабными планами и схемами.
Оперативному сотруднику следует учитывать и то, что основаниями для предположения о неправдивости опрашиваемого могут стать:
1) четкий автоматизм изложения объяснений, лишенный даже намека на какие-либо сомнения и сбивчивость, чрезмерно категорические суждения опрашиваемого о всех деталях выясняемых обстоятельств по правонарушению;
2) обвинение других опрошенных лиц в неискренности, нарочито громкое возмущение их поведением;
3) неожиданная проговорка о какой-либо детали выясняемого события по правонарушению при утверждении опрашиваемого, что участником этого события он не был и ничего о нем не слышал, не знает и ничего не видел;
4) очень преувеличенная реакция на заданный в числе нейтральных критический вопрос, безусловно касающийся важного обстоятельства совершенного правонарушения, под влиянием которого опрашиваемое лицо становится крайне возбужденным, или наоборот чрезмерно растерянным;
5) достаточно четко выраженные внешние проявления внутреннего напряжения опрашиваемого: покраснение лица, бегающие глаза или наоборот особая бледность лица, дрожание рук, выраженная потливость на лице, замедленность и сбивчивость речи, очень длинные паузы, частные заминки, общая растерянность и т. п.;
6) сокрытие о факте или обстоятельстве, существенном для дела и, судя по некоторым данным, хорошо известном опрашиваемому лицу (например, о времени, месте и способе совершения правонарушения, о знакомстве с определенным лицом, об активных участниках данного события, их взаимоотношениях и т. д.).
Известно, что правовая природа опроса и допроса различна и имеет свою специфику. Однако, следует отметить, что их объединяет общая цель — получение достоверной информации. Все это позволяет при опросе использовать некоторые психологические и тактические приемы, к которым прибегают следователи на допросе. Поэтому, в зависимости от обстоятельств совершенного правонарушения, целесообразно при опросах применять следующие приемы.
В частности, при затрудненном контакте с опрашиваемым лицом, его нежелании давать показания требуется:
1) проявлять внимательное, чуткое и уважительное отношение к опрашиваемому, уравновешенность и спокойствие в обращении с ним;
2) организовать проведение беседы на нейтральную тему с целью получения общего представления об опрашиваемом лице, чертах его характера, внимательности и наблюдательности, силе соображения и интеллекте, об отношении к нравственным и другим ценностям. Подробно опросить его о биографических данных, круге интересов, увлечениях, образе жизни, личных связях и т. д.;
3) предложить опрашиваемому обращаться за помощью, сообщить номер своего служебного телефона;
4) выяснить, по возможности, мотивы, по которым опрашиваемое лицо отказывается давать объяснения, и попытаться преодолеть их.