19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Подобная работа особенно полезна Аля молодых руководителей оперативных подразделений и оперативных сотрудников, которые еще только учатся составлять служебные и оперативные характеристики на конкретных лиц.
Глава 9
Психологические аспекты опроса интересующих
лиц сотрудниками в оперативно-розыскной
деятельности
Оперативный сотрудник, в производстве или на рассмотрении которого находятся материалы о противоправной деятельности конкретного лица или группы лиц, вправе производить опрос физических и должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, по существу имеющихся материалов. Опрашиваемые лица должны явиться по вызову и дать объяснения по обстоятельствам, относительно которых они опрашиваются. Об опросе интересующих лиц составляется протокол опроса.
Согласно российского уголовно-процессуального законодательства в качестве свидетеля для дачи объяснений может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по совершенному правонарушению.
Следует отметить, что не могут опрашиваться в качестве свидетеля адвокат или оказывающий юридическую помощь представитель лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушение, об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с оказанием таких услуг. Не может опрашиваться и лицо, которое в силу своих физических или психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельство, имеющее значение для дела, и давать им правильные объяснения.
Супруг и близкие родственники физического или должностного лица, отвечающего за совер’
§ 1. Общеправовые
и этические вопросы
проведения опроса
шенное правонарушение, освобождаются от обязанности давать объяснения, для опроса лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, вызов его производится через родителей или других законных представителей. Иной порядок вызова допускается лишь в случае, когда этого требуют обстоятельства дела.
Вызванные по одному и тому же правонарушению лица опрашиваются порознь. Перед опросом оперативный сотрудник в производстве или на рассмотрении которого находится дело о совершенном правонарушении, удостоверяется в личности опрашиваемого, выясняет, владеет ли он русским языком, нуждается ли в услугах переводчика, разъясняет опрашиваемому его права и обязанности, сообщает в качестве кого он приглашен и с какой целью. Особенно внимательно надо подходить к исполнению этих положений законодательства при опросе лиц, не владеющих или плохо владеющих русским языком, граждан, находящихся в болезненном состоянии или в преклонном возрасте.
Следует отметить, что в начале любого опроса устанавливается отношение опрашиваемого лица к лицу, привлекаемому к ответственности за совершенное правонарушение, выясняются другие необходимые сведения о личности опрашиваемого. При этом лицо, являющееся свидетелем, предупреждается об административной ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснений, если данное лицо может нести такую ответственность1.
Практика показывает, что лучшей формой установления данных о личности опрашиваемого, разъяснения ему прав и обязанностей, получения от него других необходимых предварительных сведений является свободная и непринужденная беседа, способствующая возникновению и развитию психологического контакта с вызванным на опрос лицом.
Для обеспечения необходимой точности и полноты информации, которую оперативный сотрудник предполагает получить посредством опроса, важно к нему тщательно и обстоятельно подготовиться, а именно:
- провести обобщение и анализ известных фактов и сведений и на его основе определить, что именно и какие обстоятельства подлежат установлению путем опроса;
- разобраться и определить, кто должен быть опрошен и кого конкретно надо пригласить для участия в опросе;
- собрать характеризующие опрашиваемого лица сведения о его психологических, профессиональных и моральных качествах: подробно выяснить образ жизни и взаимоотношения с людьми;
- подготовить имеющиеся документы, другие предметы или объекты, которые предполагается использовать для предъявления опрашиваемому лицу;
- четко и грамотно сформулировать конкретные вопросы, подлежащие выяснению у опрашиваемого и определить их последовательность;
- желательно составить письменный план опроса, особенно когда это просто необходимо2.
Для достижения конкретных целей, которые оперативный сотрудник пре-• следует при осуществлении опроса, важно создать надлежащую, спокойную обстановку, в частности, устранить все отвлекающие моменты (прекратить телефонные разговоры, встречи с коллегами), удалить лиц, не участвующих в опросе, создать деловую обстановку, быть внимательным к опрашиваемому, проявлять интерес к сказанному им в беседе.
1 См.: Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий / Под ред. П.