19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Сходное определение дает и Педагогическая Энциклопедия: «Человек как общественный индивидуум, субъект познания и активного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности»3. Однако, следует отметить, что все эти определения более относятся к человеку в целом — и как к личности, и как к организму.
Потому, по нашему мнению, самым кратким и точным является следующее определение: «Личность — это человек как носитель сознания». У животных нет ни личности, ни сознания. Но у них есть психика, и им свойственны индивиду-
1 См.: Большая Советская Энциклопедия. — 2-е изд. — М., 1954. 2 См.: Философская Энциклопедия, — М., 1964. 3 См.: Педагогическая Энциклопедия, — М., 1965.
ально-психологические особенности. Сознание — это высшая форма психики, присущая только человеку. При этом сознание не является неким добавлением к психике. Сознание — это сама исторически измененная (и продолжающая изменяться) человеческая психика.
У новорожденного ребенка нет ни сознания, ни личности. Они у него постепенно и одновременно появляются в процессе общения с другими людьми. Ребенок, лишенный этого общения, остается животным. Эти редчайшие исключения, известные науке, вносят много ясности в общественную сущность сознания и личности. Не будем сейчас решать вопрос: когда ребенок становится личностью. И не только потому не будем решать его, что он подобен вопросу — сколько песчинок надо, чтобы они образовали кучу песка? Оперативный сотрудник имеет дело с достаточно взрослыми людьми, а каждый взрослый человек — личность.
Личности бывают разные: передовые или отсталые, яркие или бледные, гармонически или односторонне развитые, моральные или преступные, здоровые или больные и т. д. Большой ошибкой считать, что только некоторые «избранные» люди являются личностями.
Каждый человек и должен и может быть понят как личность, отличающаяся от других своеобразием, присущими ей свойствами, которые обычно называют «чертами личности». Чтобы хорошо понять сущность личности, надо разобраться еще в одном понятии — понятии структуры личности.
В настоящее время в любой отрасли науки структурам придается очень большое значение, и под структурой понимается единство целого, его элементов, их всесторонних связей. Это общефилософское понимание структуры относится и к личности. Личность не аморфна, образно говоря не «мешок с чертами личности, случайно сваленными в него». Личность есть структура со своими элементами, которые разнобразно связаны друг с другом; эти элементы и их связи образуют целостную личность, которая, в свою очередь, влияет на каждый из них. Об этом очень хорошо сказал С. Л. Рубенштейн: «При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которое преломляются все внешние воздействия»1.
Современная отечественная психология рассматривает личность как те целостные внутренние условия, через которые преломляются все внешние воздействия на человека. Слово «все» выделено потому, что через личность преломляются не только социальные условия, но и физические внешние воздействия (например, физические нагрузки, травмы и т. д.). В этом и заключается личностный подход к человеку, который теперь рассматривается как принцип психологии2.
Личность есть целостность. Но как всякая целостность она состоит из взаимосвязанных элементов. Элементами ее структуры являются черты личности, которые взаимосвязаны в «основные подструктуры личности». Число этих основных подструктур четыре, что и необходимо и достаточно для включения в них всех возможных черт личности, известных из любого учебника психологии.
Первая подструктура — это, в основном, социально обусловленные свойства направленности личности, моральные качества.
Вторая подструктура — личный опыт, подготовленность, знания, навыки, умения, привычки.
1 Рубенштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1952. — С. 308.
2 См.: Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1969. — С. 41-42.
Третья подструктура — индивидуальные особенности отдельных психических процессов (эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли и памяти — этот порядок не случаен).
Четвертая подструктура — биологически обусловленные свойства личности (темперамент, возрастные и некоторые другие особенности).
Эти подструктуры личности иногда называют «сторонами». Их обычно и описывают в характеристиках. Иногда их придерживаются стихийно, но лучше, когда это делается сознательно. Понимание этих четырех основных подструктур, умение их подметить в любом объекте важно для оперативного сотрудника еще и потому, что черты личности, входящие в каждую из них, требуют различного вида формирования.