19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Воздействие постановкой мыслительной задачи в ряде случаев объясняется тем, что виновное лицо под доминантным возбуждением в ожидании разоблачения часто воспринимает в вопросе такую информационную нагрузку, которая приводит его к выводу о необходимости признать свою вину, хотя из поставленного вопроса это прямо и не вытекает.
Глава 8
Психологические основы подготовки
характеристик на личность
в оперативно-розыскной деятельности
правоохранительных органов
Каждому оперативному сотруднику приходится писать и читать характеристики написанные другими. Это могут быть педагогические производственные характеристики, служебные аттестации и т. д. Конечно, каждая из этих характеристик, в зависимости от ее цели имеет свою специфику, но есть во всех них и общее, объединяющее их: все они должны описать индивидуальные черты личности, дать более или менее полную, но достаточно четкую психологическую характеристику.
Любой оперативный сотрудник по собственному опыту знает, что написать характеристику — работа нелегкая. Ведь в ней нужно раскрыть индивидуальные, то есть присущие именно данному человеку, свойства личности. А люди очень различны и непохожи друг на друга. Недаром давно уже бытует выражение — «личность неповторима». Но, несмотря на это, кому не бросалось в глаза при чтении характеристик их однообразие, шаблон в словах, которыми описываются и оцениваются черты личности человека?
Следует отметить, что биографии у людей очень различны, и это обстоятельство обычно легко находит отражение в характеристиках. Личные же качества, как правило, излагаются в них так бедно и одинаково, что люди выглядят похожими друг на друга, как стертые монеты.
Если взять без всякого выбора две характеристики на двух объектов и, сохранив в каждой биографические сведения, поменять все, что относится к их личным свойствам, немногое в них
§ 1. Значение черт личности
для написания характеристик
в оперативно-розыскной
деятельности
изменится! Нам приходилось это делать и читать эти «переставленные характеристики» оперативным сотрудникам, которые знали этих объектов, и они не догадывались о перестановке, говорили, что «характеристики правильные, нормальные»… Можно посоветовать повторить этот прием руководителям оперативных подразделений обучающим своих сотрудников составлению характеристик. Он очень убедительно демонстрирует недостатки последних.
Шаблонность и поверхностность характеристик обычно имеют две причины. Во-первых, оперативный сотрудник, пишущий характеристику, недостаточно хорошо представляет себе, что такое личность и что такое характер. А во-вторых, он нередко плохо знает черты личности объекта.
Однако первая причина встречается чаще и бороться с ней надо более упорно. Ведь чтобы изучить личность человека, надо знать, что такое личность, надо знать психологию личности. Конечно, это не значит, что знание психологии личности может быть получено только из учебников психологии. Опыт, здравый смысл здесь бесспорно играют известную роль. Но все-таки эта роль ограничена. Мне вспоминается один случай, который произошел еще в начале 80-х годов. Как-то после моей лекции по психологии ко мне подошел пожилой армейский полковник: «А ведь я психолог не хуже вас, — сказал он мне. -Вы психологию по книгам знаете, а я уже сорок лет с людьми работаю. Я не десятки, а сотни характеристик написал и прочитал, в тысячах судеб по здравому смыслу разбирался».
«Здравый человеческий смысл — весьма почетный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода — переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования, — ответил я ему. — А что касается опыта, то у старой бабки-повитухи его тоже достаточно. Но я думаю, что ваша дочь предпочла бы воспользоваться не ее опытом, а врачебной помощью, рожая вам внука. Думаю, что между характеристиками, опирающимися только на личный опыт и здравый смысл, и теми, которые опираются на научные знания, тоже большая разница!» — закончил я тогда.
Какой же ответ современная наука дает на вопрос «Что такое личность?» В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова слово «личность» определяется так: «Человек как носитель каких-нибудь свойств». Это определение не совсем верно. Высокий или низкий, худой или толстый -это свойства человека. Но это свойства его организма, а не личности.
Личность — человек как общественное существо, субъект понимания и активного преобразования мира1. Примерно также определяет личность и Философская Энциклопедия: «Человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества»2.