19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Такое воздействие способно оказать большое влияние на личность. Методы психологического воздействия должны строиться с учетом и с предельным использованием всего этого сложнейшего влияния человека на человека.
10. При осуществлении воздействия необходимо обеспечить психическую активность лица, на которое оно направлено. Воздействие только в том случае будет результативным, если оно активно обеспечивается и воспринимается. Оно предполагает активную психическую деятельность как воздействующего, так и лица, на которое оказывается воздействие. На начальном этапе процесса воздействия следует возбудить определенный интерес к общению, и психи-
1 См.: Петровский А.В. От поступка к характеру. — M., 1963. С. 23.
ческой активности личности, без чего невозможно обеспечить достижение целей воздействия.
11. Воздействие при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия должно тщательно планироваться. Так, перед осуществлением воздействия учитываются исходные данные, которые включают сведения о личности, поведении, состоянии непосредственно перед воздействием; определение конечной и промежуточной целей воздействий; последовательность в достижении промежуточных целей; факты и обстоятельства, которые представляется возможным использовать; последовательность такого использования; сведения о воздействиях со стороны других лиц. Наконец, в плане предусматривается конкретная последовательность, совокупность психологических методов, которые предполагается реализовывать в процессе воздействия, а также все необходимые для этого предпосылки.
Основными методами психологического воздействия являются — метод передачи информации, убеждение, принуждение, внушение, постанова и варьирования мыслительных задач.
Метод передачи информации. Под данным методом понимают целенаправленную передачу сообщений о фактах, событиях, знаниях. Цель передачи информации — обогащение другого человека знаниями, удовлетворение его любознательности. В процессе общения всегда происходит воздействие информацией, обмен ею. В то же время создание предварительных условий при передаче информации, соответствующий подбор ее способны значительно увеличить силу ее воздействия на личность, выработать специальный метод воздействия — передачу целенаправленной информации.1 При разработке этого метода учитывались не только знания психических закономерностей, но и элементы теории информации: особенности передачи и получения информации, ее переработка и т. д.
В условиях оперативно-розыскной деятельности метод передачи информации помогает определенному изменению и направлению мыслительных процессов лица, на которое оказывается воздействие.
Сущность метода заключается в том, что заранее собранная и в определенном порядке, условиях, способах передаваемая информация включает лицо, на которое оказывают воздействие, в интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы, перерабатывается им и приводит к достижению запланированной цели воздействия. Данный метод применяется для разнообразных целей: оказать помощь при воспоминании забытого, изменить направленность мыслительных процессов лица, дающего ложные показания, изменить установку, взгляды, мировоззрение, возбудить определенное эмоциональное состояние. Во всех случаях передача информации повышает психическую активность личности, на которую воздействуют, позволяет более четко направлять, регулировать ее мыслительную деятельность.
При воздействии методом передачи информации должны учитываться следующие факторы.
1. Условия передачи информации должны обеспечивать концентрацию внимания именно на предъявляемой информации. В противном случае сила воздействия этой информации будет существенно снижена. Условия могут
1 Данный метод разработан А.В. Дуловым.
§ 2. Система методов психологического воздействия на личность в оперативно-розыскной деятельности
усиливать эмоциональное воздействие — становиться его дополнительным элементом.
2. Способы передачи информации довольно разнообразны: устная и письменная речь, документы и т. д. Может применяться и закодированная информация, если код ее хорошо известен данному лицу (схемы, графики, чертежи и т. д.). Следует различат непосредственную передачу информации (демонстрация предметов, объектов) и опосредованную, логическую передачу информации -передачу представлений не об определенном объекту, а о другом, связанном с ним, где сведения о первом объекте будут выводиться логически.
Из изложенного видно, что информация может восприниматься разными органами чувств (зрение, слух) раздельно или одновременно.