19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Чтобы сделать правильный вывод, надо сравнить речь изучаемого лица в спокойном состоянии и состоянии эмоциональной напряженности.
Затруднения в выборе слов могут проявляться в произнесении различных бессмысленных повторов, в употреблении слов: «это», «видите ли», «знаете», «такой», «ну», «вот». Подозреваемый на вопрос дознавателя: «Зачем взламывали замок?» — отвечает: «Я это… я когда плечом д… ударился об эту вторую дверь, он, этот замок, отлетел, что ли, она открылась…»
В условиях эмоциональной напряженности словарный запас становится менее разнообразным. Речь в этих случаях характеризуется стереотипностью: говорящий главным образом употребляет те слова, которые наиболее типичны для его диалекта, активно пользуется шаблонами.
2. Грамматическая незавершенность фраз -другой важнейший показатель эмоционально напряженной речи. Наиболее характерна здесь грамматическая неоформленность: «Ну в общем… таможенная служба… органы милиции… морская охрана… с контрабандистами… как ловили и т.д.» (пример из речи абитуриента на экзамене). Нередко в состоянии эмоциональной напряженности встречается нарушение логической связи между отдельными высказываниями, что приводит к двусмысленности. Типичной особенностью эмоционально напряженной речи является нарушение логичности и последовательности высказывания. Говорящий отвлекается от основной мысли, сосредотачиваясь на деталях, что, безусловно, затрудняет понимание. Нередко в дальнейшем говорящий осознает допущенную ошибку, однако, пытаясь ее исправить, обычно еще больше путается.
3. Восприятие речи в состоянии эмоциональной напряженности отличается рядом особенностей. В частности, это ухудшение мыслительной обработки информации и снижение «помехоустойчивости». Первое — ведет к поспешному принятию решения, а второе — к искажению смысла воспринимаемого. В целом, в результате существенно изменяется восприятие речевой информации.
Следует отметить, что речь является важнейшим индикатором психической жизни человека. По речи четко фиксируются практически все психические отклонения. Ниже дается краткое описание речевых особенностей, типичных для психических заболеваний. Характерные речевые симптомы здесь будут следующими2:
1 См.: Носенко Э.Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. -Днепропетровск, 1975. — С. 45-90; Дерябо С.Д; Левин В.А. Гроссмейстер общения. — М., 1996.
2 См.: Леонтьев А.А., Шахнарович A.M., Батов В.И. Речь в криминалистике и судебной психологии. — М., 1977. — С. 18-19; Справочник по психиатрии // Под ред. А.В. Снежнев-ского. — M., 1974.
1) логоррея — непрерывное говорение. Как правило, человек, не дожидаясь вопроса или реплики собеседника, перескакивает на новые темы, вводит в рассказ новые персонажи и т. д.;
2) персеверация речи — «застревание» в сознании человека одной какой-нибудь мысли или одного несложного представления и неоднократное и монотонное их повторение в ответ, например, на вопросы, которые не имеют к первоначальным совсем никакого отношения;
3) бессвязность или разорванность речи — внешне речь кажется грамматически правильной, но она оказывается лишенной смыслового содержания;
4) вязкость речи — чрезмерно подробная обстоятельность в описании сложных событий и явлений, речевая навязчивость;
5) «резонерство и мудрствование» — беспочвенные и бесплодные рассуждения, иногда и вплоть до полной бессмысленности.
Как правило, эти симптомы могут свидетельствовать о наличии у говорящего какого-то психического заболевания. Точное распознание болезни относится к компетенции специалистов — психиатра и психолога, однако самые общие выводы сотрудник может сделать и сам. Здесь следует отметить некоторые проявляющиеся в речи симптомы психических заболеваний:
1) прогрессивный паралич. Как правило, проявляется в затруднении артикуляции, невнятности произношения, интонационной невыразительности речи;
2) состояние, характеризующееся расстройством кратковременной памяти и сохранением долговременной памяти. Часто фиксируется как неспособность запомнить только что услышанное и увиденное; возможно также произнесение одного слова вместо другого;
3) болезнь Пика или Альцгеймера (слабоумие тотального характера, начинающее проявляться преимущественно в предстарческом возрасте). Выражается, в основном, в распаде речи, появлении заикания, повторении начальных букв, а затем и отдельных слогов, речь в конечном счете становится практически непонятной;
4) эпилепсия (заболевание, при котором наблюдаются периодические судорожные припадки с различной степенью утраты сознания и памяти).