19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Анализ письма. Письмо является одним из информативных элементов при изучении личности. По письму можно определить уровень образованности писавшего, эмоциональное состояние, нарушения в речи и психике, некоторые особенности характера и т. д.
Как правило, для анализа необходим графический материал. Оптимальная его величина — половина стандартного листа. Характерологические признаки наиболее ярко проявляются в образцах, исполненных произвольно, в личных записях, дневниках, письмах. Важной характеристикой письма является выработанность почерка. У каждого человека имеется свой определенный и характерный только для него уровень выработанности, который складывается по-
1 См.: Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. — Ташкент, 1976. — С. 134. 2 См.: Психологические тесты для деловых людей. — M., 1996.
степенно и определяется образованием и письменной практикой. Письмо, как зеркало, отражает многие черты и качества человека. Например, для людей с психическими расстройствами характерна плохая организация почерка, наличие украшений, отрывочность, разная величина букв и т. д.
Систематизация и оценка данных о личности. В основу систематизации данных о личности, интересующей сотрудника должны быть положены: 1) принцип изучения личности в деятельности; 2) принцип цельности личности и 3) принцип конкретно-исторического подхода.
Принцип изучения личности в деятельности нацеливает нас на анализ деятельности изучаемого человека и на сопоставление этой деятельности с его высказываниями, а также на исследование формы деятельности.
Принцип цельности при изучении и оценке личности требует учитывать не какую-нибудь отдельную черту или реакцию изучаемого человека, а совокупность, черт, реакций, свойств и отношений. Такая система действий по добыванию необходимой информации заложена в «Схеме изучения личности».
Принцип конкретно-исторического подхода к оценке интересующей личности предполагает изучение истории жизни оцениваемого лица, его развития, а также условий, в которых он социализировался.
В процессе общения оценка личности, как правило, производится на основе экспектации и эмпатии, которые функционируют в основном на подсознательном уровне.
Экспектация (то есть ожидание) заключается в подсознательном формировании оценочного суждения о человеке. Наблюдающему нередко правильно представляется, что наблюдаемый что-то хочет предпринять. Происходит как бы предвосхищение поведения наблюдаемого лица. Такая способность появляется у людей в результате длительного общения друг с другом. Опытным путем установлено, что лица, постоянно находящиеся в общении, почти безошибочно предвосхищают поведение друг друга.
Эмпатия, как уже нами отмечено, — это способность прочувствовать переживания другого человека, она дает людям возможность познавать у других людей многие невысказанные или скрываемые намерения. Процесс такого чувствования обычно нами не осознается.
Как правило, посредством эмпатии мы получаем в основном информацию о психическом состоянии человека, его эмоциональном настрое. Эмпатия не дает возможности прямо оценить интеллект собеседника, его прошлое и сделать заключение о его мыслительных процессах. Однако косвенно эмпатия позволяет судить, насколько собеседник мягок или суров, спокоен или постоянно напряжен, уверен или неуверен в себе. Это безусловно дает возможность сделать предположение о том, как наш собеседник воспринимает события жизненных ситуаций, каково его физическое состояние, интеллект и т. д. Наличие в психике человека явления эмпатии должно нацеливать сотрудника как на внимательное отношение к нему, так и на развитие и совершенствование своих способностей в этом плане. Необходимость в этом обусловлена двумя обстоятельствами. С одной стороны, понимание эмпатии, ее совершенствование обеспечивают сотруднику преимущества в восприятии психических переживаний других лиц. С другой стороны, пренебрежение к действию эмпатии создает условия для определенного психологического раскрытия себя постороннему наблюдателю.
Эмпатия оказывает воздействие на другого человека с помощью движения, внешней и внутренней речи. Так, если увлечься смыслом того, что рассказывает нам собеседник, то можно понять, искренен или неискренен рассказчик. Безусловно, возникает вопрос, каким образом можно сознательно ввести в дей-
ствие эмпатию при оценке другого человека. Это можно сделать, только проявляя искренний интерес к собеседнику или наблюдаемому лицу. Именно искренний интерес, а не интерес деланный, может обострить все возможности наблюдающего, ввести в действие все резервы психики.