19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Подобный эксперимент может применяться и в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов, в частности с помощью его может осуществляться проверка профессиональных качеств и навыков. Здесь предупреждение лица о том, что он становится участником эксперимента, не может отрицательно отразиться на проверяемых результатах1.
Метод обобщения независимых характеристик. Этот метод может быть сформулирован как сбор и последующее обобщение всех устных и письменных показаний ряда различных лиц об изучаемой личности. В условиях дознания и следствия данный метод получает особое значение, наиболее полное развитие, так как различные документы, находящиеся у дознавателя или следователя дают широкую возможность для изучения личности. При применении этого метода важно учитывать полноту отдельных характеристик, охват этими характеристиками различных сторон жизни изучаемой личности (в домашней обстановке, на учебе, на работе) и т. д.2.
При изучении документов всегда надо стремиться, чтобы они были от разных лиц, за разные периоды времени, по поводу различных фактов. Чем больше фактов, отдельных характеристик за разные периоды времени обобщается, тем более объективные выводы о личности можно получить в результате применения данного метода.
В качестве материала для обобщения могут быть использованы показания свидетелей, потерпевших, других обвиняемых, заключения экспертов, различного рода справки, отражающие факты и события из жизни изучаемой личности, характеристики различных учреждений и предприятий, личные дела отдела кадров и т. д. Конечно, надо иметь в виду важное обстоятельство: отдельные имеющиеся характеристики могут быть неполны, односторонни, в значительной степени субъективны. Все это обязывает с исключительной осторожнос-
1 См.: Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. С. 18.
2 Данный метод разработан знаменитым отечественным психологом К.К. Платоновым.
тью использовать каждую характеристику, подвергая ее предварительному тщательному анализу.
Метод тестов. Прикладная психология широко использует различные тесты для оценки внимания, памяти, мышления, речи. С помощью определенных тестов каждый индивидуально может оценить свои способности и наметить систему упражнений для развития нужного ему качества характера. Тесты позволяют так же оценить и некоторые параметры личности.
В настоящее время известно много различных тестов, направленных для оценки личности. Обилие тестов, справедливо пишет В. М. Блейхер, объясняется различием подхода к самому изучению личности, своеобразием интереса исследователей и направленностью на различные личностные проявления1. Не существует сколько-нибудь четкой систематизации методик, что связано с рядом теоретических трудностей. Тем не менее практики уже давно применяют эти методики для различных целей2. Опыт оценки личности с помощью тестов в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов еще очень невелик. В современной психологии наибольшее распространение получили тесты оценивания, прожективные тесты и личностные опросники.
Многие из оценочных и прожективных тестов могут с успехом использоваться для оценки личности интересующего лица. При этом нужно внести в процедуру их применения лишь одно изменение: собирать информацию для оценки по тесту не прямым, а косвенным путем. Проще всего это делать при оценке личности с помощью личностных опросников, которые построены с учетом стремления человека к самооценке. Среди таких опросников наибольшую популярность приобрел тест «ММРУ», в оригинале состоящий из 550 утверждений. Аналогично построены опросники Тейлора и Айзенка. Первый определяет уровень тревожности личности, а второй — замкнутость, общительность и эмоциональную неуравновешенность. Сотрудник может с успехом пользоваться всеми опросниками, но лучше использовать опросник Айзенка, который дает возможность определить тип темперамента и некоторые личностные типические черты.
Данный опросник состоит из 57 утверждений; из них 24 относятся к шкале экстраверсии, 24 — к шкале нейротизма и 9 — к шкале лжи. Испытуемый должен без раздумья решать, относятся ли к нему предлагаемые утверждения. На вопросы следует отвечать только «да» или «нет». Максимальный показатель общительности (экстраверсии) — 24 балла, показатель ниже 12 баллов свидетельствует о замкнутости (интраверсии). Максимальный показатель эмоциональной неустойчивости — 24 балла, показатель в 12 баллов свидетельствует об эмоциональной уравновешенности. Показатель в 7-9 баллов по шкале лжи свидетельствует о неискренности испытуемого.