19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




). В дознании и следствии все документы, характеризующие личность человека, можно классифицировать по трем основаниям: 1) по способу фиксации информации (печатные и рукописные документы, магнитные ленты, кинопленки); 2) по статусу документа (личные документы: Дневники, письма, записки; официальные документы: отчеты, справки; произведения творчества: книги, брошюры, статьи); 3) по характеру документа. Здесь следует отметить, что в каждом конкретном случае тот или иной документ будет иметь различный информационный вес.
Следует отметить, что все методы анализа документов делятся на традиционные и формализованные. К первым относятся анализ смысла текста, ко вторым — анализ, выделение и обработка единиц информации. Довольно эффективным здесь считается контент-анализ, сущность которого со-
1 См.: Дулов А.В. Судебная психология. С. 151.
стоит в выделении в тексте некоторых ключевых единиц содержания (суждений, понятий, слов), подсчете частоты их употребления, определении их сочетаемости друг с другом, а также с общим содержанием текста1. Техника контент-анализа сводится к ряду последовательных операций, главными из которых являются: 1) выделение единиц анализа; 2) отбор единиц анализа в тексте; 3) статистическая обработка.
1) Выделение единиц анализа. Это наиболее ответственная часть метода. Работа начинается с определения ключевых понятий, которые соответствуют задачам конкретной оценки. Например, если необходимо по имеющимся документам выявить ценностные ориентации изучаемого лица, то рабочими категориями здесь могут быть политические и экономические взгляды, мировоззрение, социальные нормы, нравственные идеалы. Этим категориям необходимо найти адекватные выражения в языке исследуемого текста, они и будут единицами анализа.
2) Отбор в тексте единиц анализа. Процедура отбора заключается в отыскании в тексте всех выражений, отражающих смысл единицы анализа. В тексте это могут быть имена собственные, термины, устойчивые словосочетания. Поиск единицы анализа можно свести лишь к отысканию признаков этой единицы (то есть близких по смыслу слов) и не ставить перед собой вопроса, достаточно или недостаточно этих признаков.
3) Статистическая обработка. В настоящее время достаточно широко используются многочисленные методики обработки данных контент-анализа, в частности, частотные и процентные распределения, разнообразные корреляции и индексы, таблицы, графики и т. д. 2 В оперативно-розыскной деятельности при обработке информации на первых порах можно ограничиться более общим подходом.
Весьма полезная информация может быть получена на основе данных о частоте употребления единиц анализа, установления пропорций, между их отдельными группировками, их взаимной встречаемости и зависимости.
Частота употребления единиц анализа свидетельствует о внимании личности к вполне определенной проблеме. Если выделенные единицы сгруппировать по признаку отношения к ним, то могут быть выяснены симпатии или антипатии изучаемого лица к тому, что стоит за этими единицами. Выводы могут быть уточнены данными о совместной встречаемости и зависимости этих группировок.
Процедура контент-анализа требует много времени и определенных условий, поэтому она оправдывает себя лишь при проведении научных исследований. В оперативно-розыскной деятельности процедура контент-анализа может быть сведена к упрощенным действиям по выделению и подбору единиц анализа с последующей интерпретацией подсчета, без особой детализации. Внимательный просмотр текстов непременно натолкнет нас на полезную информацию об изучаемой личности.
В оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов часто производится анализ письменных документов интересующего лица. При этом, как правило, исследуется стиль письма, выявляются профессиональные, смысловые и иные особенности. Для анализа письма в целях изучения личности широко используются достижения лингвистики в изучении письменной речи.
Биографический метод. Смысл его состоит в изучении жизненного пути объекта оперативного интереса. Жизненный путь — это, с одной стороны, исто-
1 См.: Методы социальной психологии. — Л., 1977. — С. 44-60.
2 См.: Методологические и методические проблемы контент-анализа. — М.-Л., 1973.
рия жизни человека, а с другой — социальная форма его индивидуального развития1. Как правило, из комплекса взаимодействующих в микросреде обстоятельств складывается образ жизни непосредственного окружения (группы), который отражается в индивидуальном опыте изучаемой личности. Этот опыт в единстве с объективными условиями становится определяющим в поведении индивидов.