19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




1
Сотруднику необходимо уяснить, что все притворные движения: (1) преувеличивают слабое волнение; (2) подавляют сильное волнение. В первом случае демонстрируется усиленное движение руками, корпусом, головой; во втором -ограничивается подвижность рук, ног, туловища, головы. Наиболее ярко притворные движения обнаруживаются при замешательстве. Появляются неловкость в движениях рук и ног, туловища, обычно отсутствовавшие ранее гримасы, иногда подергивание лицевых мышц, заикание, покраснение и т. д.
1 См.: Станиславский К.С. Статьи, речи, беседы, письма. — М., 1953. — С. 430-431.
Сотрудник, вступая в контакт с объектом наблюдения, в большинстве случаев сам старается скрыть свои истинные намерения и переживания. Как правило, он маскирует их отвлекающими жестами и формирует соответствующую маску лица (радость, горе и т. д.). Но как видно, это притворство трудно утаить от внимательного наблюдателя. Помочь в этом утаивании может специальная тренировка. Ее методику можно найти в работах К.С. Станиславского.
Наряду с простым наблюдением в практической деятельности правоохранительных органов применяются и методы приборного наблюдения, используются различные научно-технические средства, позволяющие выявить и зарегистрировать те или иные психические явления у интересующих лиц. Результаты наблюдения подлежат точной и исчерпывающей регистрации в письменном виде и при помощи технических средств: стенографии, звукозаписи и фотокиносъемки. Зафиксированное таким образом явление может быть неоднократно воспроизведено и его анализ будет основан как бы на многочисленных наблюдениях.
Беседа. Этот метод широко применяется при изучении личности и является способом познания психических явлений в процессе речевого общения с данной личностью в естественных условиях жизни. С помощью метода беседы выявляются:
1) отношение человека к определенным фактам, явлениям и конкретным личностям;
2) уровень развития: общеобразовательный, культурный, профессиональный, интеллектуальный;
3) мировоззрение, понимание моральных и правовых норм, правил поведения, отношение к ним;
4) волевые качества личности, характер;
5) тип высшей нервной деятельности (темперамент): соотношения торможения и возбуждения, способы реагирования, степень их выражения на отдельные, специально даваемые в ходе беседы раздражители.
Значительное внимание уделяется анализу речи; лексико-семантическим особенностям, строю ее, способам передачи информации, эмоциональной окраске и т. д.
К методу беседы предъявляются следующие требования: плановость; целенаправленность; избирательность; индивидуальность; соблюдение этико-педагогического такта1.
Мы уже отметили, что оценка личности в беседе предполагает предварительное планирование этой беседы с целью скрытого получения необходимой информации. Для этого тщательно составляется перечень вопросов по всем аспектам личности. Сюда входят вопросы относительно психологических, социально-психологических особенностей личности, мотивации ее поведения.
Беседа, предпринимаемая для изучения личности, представляет собой диалектическое единство пяти этапов, пяти специфических звеньев общения. Психологи выделяют: 1) подготовку к беседе; 2) начало беседы; 3) этап получения данных; 4) завершение беседы; 5) оценку результатов беседы.
Подготовка к беседе предусматривает составление плана, базируемого, как отмечалось выше, на основе «Схемы изучения личности». Основным содержанием плана должны быть вопросы, которые не удалось выяснить путем наблюдения. Вопросы в плане располагаются так, чтобы обеспечить ведение естественного разговора с собеседником, причем желательно, чтобы вопросы
1 См.: Дулов А.В. Судебная психология. С. 150; Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. — М., 1998. — С. 60-68.
одного раздела «Схемы» не шли друг за другом, а перемежались с вопросами других разделов.
При организации оценочной беседы в правоприменительной деятельности психологи советуют учитывать следующее:
1) участники беседы должны располагать временем, достаточным для проведения спокойного, обстоятельного разговора;
2) следует предусмотреть обстоятельства, которые могут помешать беседе, и исключить их (громкая музыка, шум, возможность вмешательства в беседу других лиц и т. д.);
3) до беседы нужно четко продумать предлог и отработать легенду встречи;
4) у интересующего лица не должно быть подозрений в том, что его изучают, поэтому в процессе беседы не следует делать нелегендированных записей, фиксирующих получаемые данные;
5) необходимо оптимально настроиться на беседу, как бы отгородившись от переживаний, которые могли бы отрицательно повлиять на готовность к общению;
6) необходимо подавить в себе чувства, отрицательно влияющие на правильность восприятия и оценки личности;
7) при подготовке к беседе следует воспользоваться всеми данными на объекта, которые можно получить в свое распоряжение;
8) заранее предвидеть возможные вопросы, которые может задать объект, и быть готовыми на них ответить.