19 Март 2011

Психология ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




А чтобы избежать предвзятой субъективной оценки результатов такого наблюдения, оно должно вестись строго объективно, с регистрацией всех фактов, полученных при наблюдении и при достаточной научной интерпретации результатов наблюдения1.
При реализации этого метода в условиях оперативно-розыскной деятельности всегда надо иметь в виду, что здесь человек наблюдается в необычной для него обстановке при наличии определенного стремления с его стороны скрывать свои действительные свойства.
В отличие от целей наблюдения в общей психологии, где с помощью этого метода изучается какой-то конкретный, отдельно взятый вопрос (поведение, реакция человека в конкретной ситуации), наблюдение в оперативно-розыскной деятельности ставит целью выявление наиболее полной информации о наблюдаемой личности, В процессе такого наблюдения осуществляется чувственное восприятие внешнего облика человека, восприятие его речи (а отсюда и мыслительных процессов), поступков, действий. При изучении личности важно наблюдать не только действия, проявленные при этом знания, навыки, но и отношения личности к этим действиям. При этом, конечно, надо иметь в виду, что в разных условиях, в разных системах человеческих отношений, в разных эмоциональных состояниях действие может означать совершенно разные поступки данного человека.
При помощи наблюдения, мимики и пантомимики выявляются изменения в эмоциональных состояниях в зависимости от изменения внешних условий и воздействия на личность. При этом следует учитывать, что в изолированно взятом выражении лица нельзя раскрыть все содержание эмоции. В частности, для распознания эмоций, особенно сложных и тонких, выражение лица служит не само по себе, не изолированно, а в соотношении со всеми конкретными взаимоотношениями с окружающими2.
Объектом наблюдения часто является одежда человека, условия его жизни и работы, то есть мест, где он постоянно находится и которые в силу этого в определенной степени отображают привычки, навыки и качества данной личности.
Оперативное наблюдение выполняется как незаметно для объекта, так и в процессе общения с ним. Здесь всегда надо учитывать, что интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы в общении проходят у человека иначе, чем вне общения. Известно, что человек наедине с самим собой держит себя иначе, чем при общении с людьми. Даже в процессе общения поведение человека может быть различным. В присутствии привычных ему людей его поведение будет одним, в присутствии лиц, которых он видит в первый раз, -другим. Поведение человека зависит от его интереса в общении. Все это учитывается при оценке результатов наблюдения данного лица. Но для этого человек должен наблюдаться в разных сферах, в различных системах общения.
1 См.: Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. С. 17. 2 См.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1946. — С. 482.
Сотруднику следует стремиться проводить все возможные виды наблюдения: наблюдение человека наедине с собой незаметно для него; наблюдение этого же человека в процессе общения с другими людьми также незаметно для него; наблюдение в процессе общения при проведении оперативно-розыскных и следственных действий. Сопоставление результатов этих наблюдений дает, безусловно, богатый материал для действительного познания наблюдаемой личности. В процессе наблюдения устанавливаются и факты, касающиеся отношения наблюдаемого человека к лицам, с которыми он находится в общении, отношение к сообщаемым им фактам и действиям. В соответствии с этим метод наблюдения отличается не только многообразием объектов наблюдения, но и необходимостью синтезировать, обобщать данные об отдельных конкретных наблюдениях. Важно уметь наблюдать как за личностью в целом (синтетически воспринимать личность), так и за отдельными деталями. При наблюдении за личностью такими конкретными объектами могут быть ее действия, мимика, пантомимика, речь, сочетание мимики и пантомимики в зависимости от изменения речи, руки одежда, отдельные ее части. Так, например, из наблюдений за тем, как человек берет в руки инструмент, можно судить о его профессии, об умении обращаться с теми или иными инструментами, о любви к профессии, уважении к результатам труда других лиц и т. д. Каждый из приведенных объектов наблюдения очень важен сам по себе, но еще большее значение имеет анализ и синтез всех этих наблюдений в одном общем выводе1.
Следует различать два вида метода наблюдения: непосредственное и опосредствованное. В первом случае наблюдение производит то же самое лицо, которое делает выводы по результатам этого наблюдения.